Библиотека Александра Белоусенко

На главную

 
Книжная полка
Русская проза
Зарубежная проза
ГУЛаг и диссиденты
КГБ
Публицистика
Серебряный век
Воспоминания
Биографии и ЖЗЛ
История
Литературоведение
Люди искусства
Поэзия
Сатира и юмор
Драматургия
Подарочные издания
Для детей
XIX век
Японская лит-ра
Журнал "Время и мы"
 
Архив
 
О нас
 
Обратная связь:
belousenko@yahoo.com
 

Библиотека Im-Werden (Мюнхен)

Олег Греченевский. Публицистика

Отдав искусству жизнь без сдачи... Сайт о Корнее и Лидии Чуковских

Библиотека CEPAHH


 

Андрей Георгиевич БИТОВ
(1937-2018)

  БИТОВ, АНДРЕЙ ГЕОРГИЕВИЧ (1937-2018) – русский писатель.
  Родился 27 мая 1937 в Ленинграде, в семье архитектора. Во время блокады был эвакуирован на Урал, затем в Ташкент. В 1955–1962, с перерывом на службу в армии, учился в Ленинградском горном институте. Работал буровым мастером в геологических экспедициях.
  Начал писать в 1956. Первая публикация состоялась в 1960 – в альманахе «Молодой Ленинград» был издан рассказ Бабушкина пиала. Первый сборник рассказов Большой шар (1963) был осужден официальной критикой в газете «Известия» «за чрезмерную приниженность и растерянность героев». Однако книги Битова продолжали выходить, в 1965 он вступил в Союз писателей СССР, в 1967 – окончил Высшие сценарные курсы при Союзе кинематографистов СССР в Москве. Впоследствии написал сценарии к нескольким фильмам, из них наиболее известен В четверг и больше никогда режиссера А. Эфроса.
  В рассказах 1960-х годов главным героем Битова был человек, «не совпадающий» с действительностью по причинам не идеологическим, а экзистенциальным. В этом смысле он отличался от литературных персонажей большинства писателей-«шестидесятников». Наиболее характерный битовский персонаж того времени – Монахов из произведения Улетающий Монахов, жанр которого был определен автором как «роман-пунктир». Каждая глава этого произведения публиковалась как отдельный рассказ, впервые он был полностью издан по-русски в 1990, переведен на все европейские языки. Главный герой романа Монахов чувствует «полную растерянность перед мутностью и неясностью собственных ощущений», но автор не осуждает его за это. Битов считает, что сомнение в себе естественно для человека и свойственно героям русской классической литературы.
  В 1960–1983 Битов написал Книгу путешествий – семь произведений, описывающих его поездки в Башкирию, Среднюю Азию, на русский Север, в Армению и Грузию. Книга путешествий завершалась стихотворением, в котором автор определял главную цель своих странствий: «Пускайся в путь – и в нем себя настигни».
  В 1979 Битов стал одним из авторов бесцензурного литературного альманаха «Метрополь». После этого его перестали публиковать в СССР, он стал «невыездным», его произведения издавались в Западной Европе и в США. Новые публикации на родине стали возможны только с началом перестройки в 1985.
  Глубокое художественное осмысление российской истории и современности воплощено Битовым в романе Пушкинский дом (1971, опубл. 1978 в США). В романе описывается жизнь молодого талантливого филолога Левы Одоевцева – «скорее однофамильца, чем потомка» петербургских дворян. Дед Левы был репрессирован, отец отрекся от деда ради карьеры. Атмосфера семейного предательства во многом сформировала личность Одоевцева. Но Битова интересует не только очевидная, но и экзистенциальная причина конформизма главного героя. По мнению автора, люди, подобные Одоевцеву, выжили в 20 в. только благодаря «единственному способу не задаваться вопросом» – игнорированию реальности.
  Взаимоотношения литературного персонажа с реальностью, движение времени через человеческую судьбу – то, что превращает главного героя в человеческий тип, – и составляет внутренний сюжет романа. Частью действительности является в Пушкинском доме русская литература. С нею связано и название романа: «и русская литература, и Петербург (Ленинград), и Россия – все это, так или иначе, Пушкинский дом без его курчавого постояльца». Личность Пушкина постоянно привлекает творческое внимание Битова. О Пушкине написана книга новелл и эссе Вычитание зайца (1993), новелла Фотография Пушкина (1985) и др.
  Одна из важных тем в творчестве Битова – экология. Автора интересует возможность самопознания во взаимодействии с природой. Об этом написаны повести Птицы, или Оглашение человека (1971), Человек в пейзаже (1983), Ожидание обезьян (1993).
  Обширная эссеистика Битова посвящена разнообразным темам истории и современности: гласности (Две заметки периода гласности, 1989), падению Берлинской стены (Берлинское небо, 1990), творчеству Набокова (Угольное ушко, или Страсбургская собака, 1993) и др.
  Новая «пропорция действительности», по словам автора, разрабатывается в цикле новелл под общим названием Преподаватель симметрии (начат в 1987). Новеллы и эссе этого цикла пишутся от имени вымышленного автора Урбино Ваноски и являют собой не только изящную мистификацию, но и утонченную литературную игру с использованием беллетристических приемов.
  С 1991 Битов – президент русского Пен-клуба. Награжден Орденом искусства и литературы Французской Республики, а также несколькими международными премиями, среди которых Пушкинская премия (ФРГ).
  Умер Андрей Битов 3 декабря 2018 года в Москве.
  (Из энциклопедии "Кругосвет")


    Произведения:

    Сборник "Империя в четырёх измерениях. I. Петроградская сторона" (1996, 386 стр.) (pdf 17,5 mb) – декабрь 2020
      (OCR: Александр Белоусенко (Сиэтл, США);
      обработка: Давид Титиевский (Хайфа, Израиль))

      В книгу известного прозаика Андрея Битова вошли повести и рассказы разных лет.
      (Аннотация издательства)

    Оглавление:

    АПТЕКАРСКИЙ ОСТРОВ

    Автобус ... 9
    Большой шар ... 21
    Но-га ... 33
    Бездельник ... 46
    Пенелопа ... 68
    Инфантьев ... 84

    ДАЧНАЯ МЕСТНОСТЬ (Дубль)

    Жизнь в ветреную погоду ... 99
    Записки из-за угла (Дневник единоборца) ... 129

    УЛЕТАЮЩИЙ МОНАХОВ (Роман-пунктир)

    Дверь ... 177
    Сад ... 186
    Образ (Третий рассказ) ... 239
    Лес ... 264
    Вкус ... 335
    Лестница (Шестой рассказ) ... 370

    Шмид В. Андрей Битов – мастер «островидения» ... 373


    Сборник "Империя в четырёх измерениях. II. Пушкинский дом" (1996, 509 стр.) (pdf 16,9 mb) – август 2021
      (OCR: Александр Белоусенко (Сиэтл, США);
      обработка: Давид Титиевский (Хайфа, Израиль))

      «Пушкинский дом» – первый большой роман Андрея Битова – продолжает ту линию его творчества, которую принято относить к психологической прозе.
      Само название романа указывает на основной его смысл: «И русская литература, и Петербург (Ленинград), и Россия – всё это, так или иначе, Пушкинский дом без его курчавого постояльца».
      (Аннотация издательства)

    Оглавление:

    ПУШКИНСКИЙ ДОМ

    ЧТО ДЕЛАТЬ (Пролог) ... 7

    Раздел первый. ОТЦЫ И ДЕТИ

    Отец ... 15
    Отдельно о Диккенсе ... 33
    Отец (продолжение) ... 39
    Отец отца ... 49
    Отец отца (продолжение) ... 64
    Версия и вариант ... 88
    Наследник (Дежурный) ... 105
    ПРИЛОЖЕНИЕ Две прозы ... 117

    Раздел второй. ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

    Фаина ... 132
    Фаталист (Фаина – продолжение) ... 165
    Альбина ... 170
    Любаша ... 187
    Миф о Митишатьеве ... 191
    Версия и вариант ... 206
    Г-жа Бонасье (Дежурный) ... 217
    ПРИЛОЖЕНИЕ. Профессия героя ... 224

    Раздел третий. БЕДНЫЙ ВСАДНИК

    Дежурный (Наследник – продолжение) ... 248
    Невидимые глазом бесы ... 265
    Маскарад ... 280
    Дуэль ... 285
    Выстрел (Эпилог) ... 311
    Версия и вариант (Эпилог) ... 318
    Утро разоблачения, или Медные люди (Эпилог) ... 326
    ПРИЛОЖЕНИЕ. Ахиллес и черепаха ... 338

    КОММЕНТАРИИ
    к юбилейному изданию романа, 1999 г. (Составитель акад. Л. Н. Одоевцев) ... 351
    Обрезки (Приложение к комментарию) ... 391

    ПОСЛЕ «ПУШКИНСКОГО ДОМА» ... 397

    Фотография Пушкина (1799-2099) ... 399
    Битва ... 438

    Карабчиевский Ю. Точка боли ... 491


    Сборник "Империя в четырёх измерениях. III. Кавказский пленник" (1996, 335 стр.) (pdf 13,6 mb) – сентябрь 2021
      (OCR: Александр Белоусенко (Сиэтл, США);
      обработка: Давид Титиевский (Хайфа, Израиль))

      Книгу составляют повести, написанные в форме «путешествий», своего рода путевых заметок.
      (Аннотация издательства)

    Содержание:

    УРОКИ АРМЕНИИ

    Предисловие к переводу с 1969 на 1989 год ... 9
    Урок языка ... 14
    Урок истории ... 26
    Урок географии ... 44
    Кавказский пленник ... 58
    Гехард ... 87
    Страсти градостроителя ... 96
    У старца ... 118
    После уроков ... 130

    НАШ ЧЕЛОВЕК В ХИВЕ

    От автора ... 137
    I. Гость ... 138
    II. Хозяин ... 145
    III. Парады ... 156
    IV. Игра ... 162
    V. Вид сверху ... 176
    Прощальные слова автора ... 186

    ГРУЗИНСКИЙ АЛЬБОМ

    Феномен нормы ... 189
    Воспоминание об Агарцине (В ожидании Зедазени) ... 194
    Последний медведь ... 199
    Город ... 205
    Глухая улица ... 213
    Осень в Заоди ... 233
    Пальма первенства ... 242
    Грузинский альбом ... 262
    Похороны доктора ... 273
    Не видно Джвари ... 290
    Родина, или могила ... 295
    Рассеянный свет ... 314

    Гранту ... 329
    Пейзаж ... 335


    Сборник "Книга путешествий по Империи" (2000) (doc-rar 674 kb) – август 2004

      Эта книга складывалась десятилетиями параллельно накоплению распада в объекте, который она поначалу подсознательно, а потом сознательно описывала: Империи.
      Автор копил её, как Иван Калита Московию: "Одна страна" (1960) была рождением жанра, "Уроки Армении" (1967-1969) его окончательным осмыслением. "Три путешествия" (1974), "Семь путешествий" (1976), "Книга путешествий" (1986)... Ставя автограф, автор хронически приписывал на титуле подцензурное "...по Империи". В окончательном виде эта "Книга..." составила второй том собрания сочинений, набор которого оказался рассыпанным 19 августа 1991 года, что символично: рассыпался сам предмет описания. Результатом этого распада для меня явились новые её (как текста, так и Империи) формы объединения: роман-странствие "Оглашенные", объединивший жанры романа, путешествия, эссе, и "Империя в четырёх измерениях", заменившая собой собрание сочинений, а также "Империя добра" – сериальный телетекст, не пошедший в эфир уже по причинам 17 августа 1998 года.
      Возвращаясь к "Книге..." в 1999-м, в канун 2000-го, я желаю обделённым подписчикам, владельцам первого тома, поставить эту книгу рядом в качестве второго.
      Это семь книжек, две книги и единый том... Просьба делать остановки между путешествиями.
      7 ноября 1999, 82 года ВОСР (Воскресенье), Виперсдорф
      Андрей Битов

    Содержание:

    Часть первая. ШЕСТЬ ПУТЕШЕСТВИЙ

    Одна страна. Путешествие молодого человека
    Путешествие к другу детства. Наша биография
    Колесо. Записки новичка
    Птицы, или Новые сведения о человеке
    Наш человек в Хиве, или Обоснованная ревность
    Портрет и постскриптум

    Часть вторая. КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК

    Уроки Армении. Путешествие из России
    Выбор натуры. Грузинский альбом

    Лев Аннинский. Странный странник


    Сборник "Человек в пейзаже: Повести и рассказы" (1988, 468 стр.) (pdf 20,5 mb) – сентябрь 2020
      – копия из библиотеки "Maxima Library"

      Новый [1988] сборник Андрея Битова свидетельствует о возвращении известного советского писателя к прежним темам, но уже обогащённым новым осмыслением. Здесь произведения и о любви, и о природе, и философско-фантастические рассказы.
      (Аннотация издательства)

    Содержание:

    I

    Вкус ... 5
    Что было, что есть, что будет... ... 39
    Аптекарский остров ... 94
    Похороны доктора ... 107
    Рассеянный свет ... 124

    II

    Ибо я называюсь лев ... 139
    Птицы, или Новые сведения о человеке ... 194
    Человек в пейзаже ... 252

    III

    Преподаватель симметрии
      Предисловие переводчика ... 309
      Вид неба Трои ... 311
      О – цифра или буква? ... 346
      Битва при Альфабете ... 384
      Фотография Пушкина (1799-2099) ... 417
      Стихи из кофейной чашки ... 455


    Повесть "Птицы, или Оглашение человека" (doc-rar 76 kb) – декабрь 2002

    Pассказ "Образ" (doc-rar 29 kb) – прислал Давид Титиевский – июль 2004

    Pассказ "Доктор" (doc-rar 19 kb) – ноябрь 2003

    Страничка создана 11 декабря 2002.
    Последнее обновление 9 сентября 2021.

Дизайн и разработка © Титиевский Виталий, 2005-2021.
MSIECP 800x600, 1024x768