Библиотека Александра Белоусенко

На главную
 
Книжная полка
 
Русская проза
 
Зарубежная проза
 
ГУЛаг и диссиденты
 
КГБ-ФСБ
 
Публицистика
 
Серебряный век
 
Воспоминания
 
Биографии и ЖЗЛ
 
История
 
Литературоведение
 
Люди искусства
 
Поэзия
 
Сатира и юмор
 
Драматургия
 
Подарочные издания
 
Для детей
 
XIX век
 
Японская лит-ра
 
Архив
 
О нас
 
Обратная связь:
belousenko@yahoo.com
 

Библиотека Im-Werden (Мюнхен)

 

Джон Джерард БРЭЙН
(англ. John Gerard Braine)
(1922-1986)

  Джон Джерард БРЭЙН (John Gerard Braine, 1922-1986) – английский романист.
  Выходец из низших социальных слоев. После окончания школы был рабочим в магазине, техническим сотрудником научной лаборатории. Во время Второй мировой войны служил на флоте (1940-1943), затем работал библиотекарем в провинциальных городках на севере страны, где развёртывается действие его первого романа «Путь наверх» («Room at the Top», 1957), получившего громкий резонанс в качестве одного из программных произведений «сердитых молодых людей». Экранизация романа, сделанная Дж. Клейтоном с Симоной Синьоре в главной роли (1958), ещё более упрочила репутацию Брэйна. как одного из наиболее одарённых молодых прозаиков, критически относящегося к «потребительскому обществу», к его прагматичным жизненным установкам и конформистской этике.
  Типичным и показательным для своего времени героем был признан главный персонаж романа, из соображений карьеры и материального благополучия променявший настоящую любовь на брак по расчёту. Этот шаг открывает перед ним возможности быстрого продвижения по лестнице престижа, однако не приносит ощущения счастья. Брэйн описывает социальный конфликт как раздвоение личности: герой, порабощённый господствующей мифологией успеха, оказывается в глубоком противоречии с собственной природой. Роман был воспринят читателями как достоверное свидетельство иллюзорности ценностей, принятых в «массовом обществе», сформировавшемся к концу 50-х гг. Критика видела в Брэйне наследника традиций классического реализма, особенно подчёркивая присущее прозаику умение обнаружить за частной историей, имеющей достаточно тривиальный характер, действие социальных закономерностей, которые характеризуют современную эпоху.
  Первый роман Брэйн начинал писать, находясь на лечении в туберкулёзном санатории; там и происходит действие его второго романа «Водай» («Тhe Vodi», 1959). Выздоровление героя этого самого автобиографического романа Брэйна связывается с его победой над злыми духами «водай». В следующей книге, «Жизнь наверху» («Life at the Top», 1962; экран. 1965), Брэйн вернулся к герою своего первого произведения Джо Лэмптону, создав таким образом дилогию (на её основе снят телевизионный сериал под названием «Человек наверху», 1970, 1972). Лэмптона, теперь уже удачливого карьериста, достигшего солидного общественного положения, томит чувство эфемерности его достижений, изводят сомнения насчёт правильности выбранной им линии жизни. Значительно более скромный резонанс этого романа всё же не изменил взгляда на Брэйна как на писателя безусловно «левой», остро критической ориентации. Подобная трактовка его книг, как показал дальнейший путь Брэйна, была поверхностной. Он не разделял радикальных настроений, ассоциируемых с «сердитыми молодыми людьми», и тональность его дилогии была скорее элегической, чем обличительной. В разгар «молодёжной революции» конца 60-х гг. Брэйн открыто объявил, что его позиция близка консерватизму и что попытки коренных преобразований общества, к тому же не исключающие насилия, он считает пагубными. Обоснованием этой позиции стал роман Брэйна «Огненный перст» («Finger of Fire», 1977), где описана деятельность ультралевой конспиративной организации, замышляющей государственный переворот, который принёс бы неисчислимые бедствия Великобритании.
  В 70-80-е гг. книги Брэйна («Останься со мной до утра» – «Stay with Me Till Morning», 1970; «Ангел-ханжа» – «The Pious Agent», 1975, и др.) становятся всё ближе к массовой литературе. Брэйн в этот период стремится завоевать популярность у широкого читателя – пусть даже за счёт банальности сюжетов и характера. Так, Брэйн описывает вспыхнувшую страсть двух немолодых людей из литературного мира, вводя в повествование безвкусно написанные эротические сцены («Единственная и последняя любовь» – «Опе and Last Love», 1981), Брэйн создаёт сентиментальную повесть о романтическом чувстве, пронесённом через все испытания судьбы («Нас двое» – «The Two of Us», 1984), пишет романы о не нашедших семейного счастья управляющих фирмами и директорах супермаркетов. В итоге его романы перестали упоминаться в ряду значительных явлений современной прозы. Последним произведением Брэйна стал автобиографический роман «Эти золотые деньки» («These Golden Days», 1985).
  А. Зверев
  (Из проекта "Беллетрист")


    Роман "Путь наверх" (1957) (html 1,3 mb)
      – OCR: Давид Титиевский (Хайфа, Израиль)

      Фрагменты из романа:

      "Я узнал его мгновенно, как только увидел. Свои «лётные» усы он носил с необходимой долей небрежности. Это украшение указывало на то, что во время войны он был офицером. Именно по этой причине я не носил усов. Если вы позволите себе отпустить усы, прежде чем будете произведены в офицеры, на вас станут смотреть так, словно вы надели мундир или орден, не имея на то никакого права."

    * * *

      "Конечно, я по-прежнему был привязан к тёте Эмили и ко всему её семейству, но теперь я уже проделал слишком большой путь Наверх и невольно начинал смотреть на, своих близких, как на чужих, и был сам себе немного противен из-за этого. Мои родственники были добрые, порядочные, щедрые, великодушные люди, но они уже стали для меня людьми не моего круга."

    * * *

      "Мне открылось, что до этой поры я никогда по-настоящему не любил женщины, никогда не испытывал всей полноты наслаждения. Прежние отношения между мужчиной и женщиной, которые я знал, представлялись мне теперь любовью киногероев – стерильно-чистых, надушенных и настолько лишённых собственного запаха и вкуса, точно вместо тела у них была обтянутая шёлком резина, точно губы были единственной живой и чувствительной частью их организма, а в выделениях человеческих желёз было что-то постыдное.
      Элис была не более чувственной, чем другие, но она любила не стыдясь, не подавляя своих желаний, не зная запретов. В её объятиях я быстро постигал любовь. И сейчас я целовал её влажные губы, и мне казалось, что она становится частью меня, и хотелось, чтобы это длилось вечно."

    Страничка создана 30 декабря 2008.
Дизайн и разработка © Титиевский Виталий, 2005-2024.
MSIECP 800x600, 1024x768