Библиотека Александра Белоусенко

На главную
 
Книжная полка
 
Русская проза
 
Зарубежная проза
 
ГУЛаг и диссиденты
 
КГБ-ФСБ
 
Публицистика
 
Серебряный век
 
Воспоминания
 
Биографии и ЖЗЛ
 
История
 
Литературоведение
 
Люди искусства
 
Поэзия
 
Сатира и юмор
 
Драматургия
 
Подарочные издания
 
Для детей
 
XIX век
 
Японская лит-ра
 
Архив
 
О нас
 
Обратная связь:
belousenko@yahoo.com
 

Библиотека Im-Werden (Мюнхен)

 

Андрей БЕЛЫЙ
(имя собств. Борис Николаевич Бугаев)
(1880-1934)

  БЕЛЫЙ, АНДРЕЙ (1880-1934), русский романист, поэт, философ и теоретик литературы. Родился в Москве 14 (26) октября 1880. Настоящее имя – Борис Николаевич Бугаев. Сын выдающегося учёного, профессора-математика Н.B.Бугаева, окончил математический факультет Московского университета в 1903 и к этому времени был уже известен в российских литературных кругах.
  С 1902 участвовал в объединениях русских символистов, публиковался в их изданиях (Весы и др.). Серьёзное влияние на поэта оказали идеи Вл. Соловьева, Фр. Ницше, А. Шопенгауэра, И. Канта и неокантианцев. Многочисленные философско-эстетические статьи Белого составили содержание двух сборников: Символизм (1910) и Арабески (1911). В 1912 он познакомился в Германии с Р.Штейнером. С 1913 Белый – член Антропософского общества, участвует в строительстве антропософского храма (в Швейцарии, 1914-1916), в деятельности российских антропософских обществ. Увлечение антропософией сохранилось после разрыва со Штейнером.
  Белый с самого начала склонен был видеть в символизме не столько новую эстетическую теорию, сколько «религиозно-философское учение, предопределенное всем ходом западноевропейской мысли» (Символизм, 1910). «Ход» этот, по его убеждению, имел своей перспективой «преодоление» рационализма и «методологизма» европейской философии, которым может быть противопоставлена традиция «софийности», «внутреннего знания». В его философской позиции отчетливо проявился характерный для русской религиозной философии «онтологизм»: критика «кантовского разума», «кидающегося в пропасти безбытийственного смысла»; манифестация религиозного смысла бытия, открывающегося только «живой, творческой личности», «умеющей жить» в подлинном мире, где «маски» («общеобязательные правила жизни») уже не скрывают смысла, в том числе и смысла собственной жизни. Религиозно-философские идеи Белого нашли выражение в его работах 1920-х годов: Кризис жизни, Кризис мысли, Кризис культуры, Лев Толстой и кризис сознания и др.
  Четыре книги Симфоний (1902-1907) Белого были его первым и важнейшим прозаическим сочинением. Это был смелый опыт применения в прозе законов музыкальной композиции и эмоциональных ритмико-звуковых начал. В Серебряном Голубе, романе, опубликованном в 1910, Белый соединил приемы символизма с принципами реализма. Серебряный Голубь и Петербург(1913) – самые известные произведения Белого.
  Во время революции и в послереволюционные годы Белый писал воспоминания и автобиографические романы. Первое из сочинений этого периода – Котик Летаев (1917), напоминающий прозу Джойса; среди других произведений того же плана Преступление Николая Летаева (1921), Записки чудака (1923) и несколько книг под общим заглавием Москва. В трёх томах воспоминаний Белый живо и реалистично поведал историю своей жизни, философских исканий, а также культурных и общественных вопросов эпохи.
  В своей поэзии, равно как и в прозе, Белый исследовал новейшие эстетические и формальные возможности словесного искусства. Среди его стихотворных сочинений – сборники Золото в лазури (1898-1904), Пепел (1909), Урна (1909), Первое свидание (1921) и После разлуки (1922).
  Умер Белый в Москве 8 января 1934.
  (Из энциклопедии "Кругосвет")


    Роман "Петербург" (2004, 707 стр.) (doc-rar 459 kb; pdf 25,5 mb) – март 2003, апрель 2023
      – OCR: Александр Белоусенко (Сиэтл, США) и библиотека "ImWerden"

    Л. К. Долгополов. "Творческая история и историко-литературное значение романа А. Белого «Петербург»" (doc-rar 122 kb) – сентябрь 2003
      – OCR: Давид Титиевский (Хайфа, Израиль)

      ...Что сказать о необычной форме произведения Белого? Я думаю, главное в этой форме – постоянные искания, неудовлетворённость «гладкописью», которой так много было в русской литературе XIX в. Отсюда его постоянное стремление подчеркнуть «фактуру» формы, «фактуру» языка. В одном из писем к Б. В. Томашевскому (письмо от 3 августа 1933 г.; архив Н. Б. Томашевского) Белый писал: «Я давно осознал тему свою; эта тема – косноязычие, постоянно преодолеваемое искусственно себе сфабрикованным языком (мне всегда приходится как бы говорить вслух, набрав в рот камушки); отсюда – измученность; и искание внутренней тишины». Бывает косноязычие Моисея и косноязычие дурака. У Белого было косноязычие первого — косноязычие пророка. Вспомним, что и Демосфен преодолевал своё косноязычие, вкладывая в рот камушки. Проза Белого – это проза оратора, проза Демосфена.
      (Из предисловия Дмитрия Лихачёва)

    Страничка создана 1 марта 2003.
    Последнее обновление 28 апреля 2023.
Дизайн и разработка © Титиевский Виталий, 2005-2023.
MSIECP 800x600, 1024x768