Библиотека Александра Белоусенко

На главную
 
Книжная полка
 
Русская проза
 
Зарубежная проза
 
ГУЛаг и диссиденты
 
КГБ-ФСБ
 
Публицистика
 
Серебряный век
 
Воспоминания
 
Биографии и ЖЗЛ
 
История
 
Литературоведение
 
Люди искусства
 
Поэзия
 
Сатира и юмор
 
Драматургия
 
Подарочные издания
 
Для детей
 
XIX век
 
Японская лит-ра
 
Архив
 
О нас
 
Обратная связь:
belousenko@yahoo.com
 

Библиотека Im-Werden (Мюнхен)

 

Георгий Иванович БУРКОВ
(1933-1990)

  Георгий Иванович Бурков родился 31 мая 1933 года в Перми.
  В возрасте шести лет Георгий Бурков чуть не умер. Он заболел брюшным тифом, началось заражение крови. Ему сделали несколько операций без наркоза (боялись за сердце). Перед седьмой операцией он уже лежал в палате смертников. И тогда мать забрала его и выходила дома травами и любовью.
  "Я рос на опере и балете ленинградского театра имени Кирова. Знал целые спектакли наизусть, видел Чабукиани, Дудинскую, Уланову, слушал Нэлеппа и других знаменитых певцов" – из книги "Хроника сердца", изданной по дневникам Георгия Буркова.
  В 1952 году Георгий Бурков поступил на юридический факультет Пермского университета, где проучился два года. Одновременно с учебой он занимался в вечерней студии при Пермском драматическом театре.
  С 1954 года Бурков стал профессиональным актером, работал в театре в Березниках, потом – в Пермском областном театре, в Кемеровском театре.
  Когда Московский драматический театр имени К. С. Станиславского в 1964 году находился на гастролях где-то в провинции, к главному режиссеру Б. А. Львову-Анохину приехал показаться молодой неизвестный актер. Даже не такой уж молодой – ему как раз исполнилось тридцать два года. Это был Георгий Бурков. Приехал он из самой глубины Сибири – города Кемерово, где служил на сцене городского театра вот уже несколько лет. Там его заметил кто-то из столичных критиков, поведал о нем Львову-Анохину, а тот в свою очередь телеграммой пригласил молодое дарование для знакомства.
  Показывался Бурков художественному совету театра в роли Поприщина из гоголевских "Записок сумасшедшего". Провинциальный артист произвел хорошее впечатление.
  – Какое у вас театральное образование? – спросил Львов-Анохин.
  – Никакого, – ответил Бурков. – А разве по игре этого не видно?
  Члены художественного совета рассмеялись. Бурков был принят в труппу театра. Так недоучившийся юрист и артист-самоучка объявился в столице. Его поселили в общежитии, дали роль в новой постановке. А через несколько месяцев наступил день премьеры, первой премьеры Буркова на столичных подмостках.
  Утром этого дня неожиданно в общежитии объявился дружок, прибывший из Кемерово. Встреча, разумеется, была очень радостной. Не станем внимательно прослеживать все этапы этого злосчастного в биографии Буркова дня. Короче говоря, премьеру пришлось отменить. Директор театра метал громы и молнии, и его можно понять! Наутро за кулисами вывесили приказ, где сообщалось, что за срыв премьеры артист Г. Бурков уволен из театра. Его артистическая карьера в Москве кончилась, не успев начаться.
  Что произошло бы с Бурковым и как сложилась бы его дальнейшая жизнь, если б его не пригласил к себе в кабинет, прежде чем расстаться, Б. Львов-Анохин, неизвестно. Главному режиссеру театра было жаль терять талантливого артиста, и он предложил Буркову такой вариант: поработать несколько месяцев в труппе, не будучи зачисленным в штат, на общественных началах, что ли. Как бы пройти испытательный срок по линии поведения, доказать, что срыв премьеры был случайностью. А он, Львов-Анохин, договорится с директором театра, что, если Жора выдержит испытание, его снова вернут в труппу. Вид у Бориса Александровича Львова-Анохина был огорченный, расстроенный, Жора тоже после случившегося не выглядел бодрячком.
  – Спасибо большое, – сказал Бурков, поняв, что главным режиссером руководят добрые намерения. И вдруг спохватился. – А на что я буду жить? Мне же есть надо...
  Наступила пауза. Как решить эту проблему, было неясно. И тут Львов-Анохин принял решение, делающее ему честь.
  – Какая у тебя зарплата? – спросил он у артиста.
  – Сто рублей! – ответил артист святую правду.
  – Ладно, – вздохнул Борис Александрович. – В день зарплаты приходи ко мне, я тебе буду сам платить.
  И Львов-Анохин действительно платил актеру из своего кармана. А затем Бурков был зачислен в штат театра и проработал там до 1980 года.
  В 1965 году Георгий Бурков женился на актрисе Татьяне Ухаровой. В 1966 году у них родилась дочь Маша. Она была замужем за актером Сергеем Вельяминовым. В 1992 году у них родился сын, которого назвали в честь деда – Георгий Бурков.
  Воспоминания вдовы Георгия Буркова Татьяны Ухаровой: "В театре имени Станиславского давно обсуждали, что Львов-Анохин берет артиста из провинции – шепелявого, но необыкновенно самобытного. В феврале 65-го я его увидела: худой, сутулый, странный, в красном свитере с белыми крапинками (мухомор!) На моем лице, кроме жалости, наверное, ничего не выразилось: готовилась увидеть этакого "картавого монстра", а тут интеллигент, похожий на библиотекаря. "Здравствуйте, я Ухарова!" Он хитровато улыбнулся: "Я Бурков. Нам завтра репетировать. Вы – Маленький Принц, я – Лис".
  Любви с первого взгляда не было. Но сердце заколотилось почему-то, возникла материнская нежность, и это чувство не покидало до конца, до последних минут в больнице...
  После роли Рябого в спектакле "Анна" заговорили об открытии актера, Жора начал сниматься в кино. В 66-м родилась Маша, стали жить лучше. А потом наступил период самый страшный в нашей жизни: Жора не выдержал обрушившихся на него признания и популярности. Он очень тратился на съемках – его подогревали, подливали, и закружилось... А в театре мрак: после ухода Львова-Анохина, который любил Жору, как сына, началась чехарда главных режиссеров, борьба за влияние".
  О том времени Георгий Бурков упомянул в своих дневниках: "Вот уже скоро месяц, как меня лечат от хронического алкоголизма. Лечат все. Начиная от жены и кончая доктором К., общепризнанным авторитетом на алкогольном фронте".
  В 1970-1971 Бурков уходил работать в театр "Современник". Об этом периоде вспоминает Татьяна Ухарова: "Познакомившись с Ефремовым, он ушел в "Современник" (на один сезон – Ефремова ждал МХАТ). Вернулся в Станиславского, а там главный – режиссер из Перми: он так и не простил Буркову уход из того театра и играть ничего не давал. Жора не вступал в партию, совершенно не умел разговаривать с официальными людьми. Хотя с ним было интересно всем – коллегам, режиссерам, рабочим сцены. Врожденная интеллигентность не позволяла ему обидеть собеседника. На творческих встречах со зрителями он не читал, не играл – он разговаривал с залом. Встреча с Шукшиным перевернула жизнь всей нашей семьи. Они сразу заговорили на понятном им одним наречии, Жора преобразился, стал много писать. Замечательные два года под названием ВАСЯ ШУКШИН!"
  В 1980 году Бурков перешел в Московский Художественный Академический театр. Татьяна Ухарова о причинах ухода: "Театр Станиславского был для Жоры родным домом. Там его любили, но до конца не понимали. Играл, снимался – все нормально, казалось бы. Но жизнь ума, его ума, протекала не так гладко. Он занервничал, остановился – так ему казалось".
  В МХАТе Бурков проработал до 1983 года. Татьяна Ухарова: "Никто не понял, почему Жора ушел от Ефремова. Толчком послужила ерунда (этого и Олег Николаевич не знал) – уважаемая актриса погрозила пальчиком: "Веди себя хорошо на гастролях, Жора, мы за тебя поручились в райкоме партии!" А он просто не поехал на эти зарубежные гастроли – и уволился. Мне он объяснил, что не состаялся авторски, личностно, так сказать."
  В 1984-1987 годах Бурков выступал на сцене театра имени А.С.Пушкина.
  С 1988 года он стал художественным руководителем Центра культуры им. В. М. Шукшина. Последние годы он целиком посвятил Центру: хотел создать там свой театр, свою театральную школу...
  В кино Георгий Бурков впервые снялся в 1966 году, сыграв эпизодическую роль в советско-польской картине "Зося". Через год состоялась встреча актера с режиссером, который во многом определил его творческий путь в кино, – Эльдар Рязанов пригласил Буркова на небольшую роль симпатичного алкоголика-ретушера Пети в комедии "Зигзаг удачи". Этой работой было положено начало союзу Рязанова и Буркова. Актер играл доброго, компанейского парня Мишу в "Иронии судьбы, или С легким паром". Был позером и нелепым лгуном Федяевым в "Стариках-разбойниках". Трагикомическим "предателем Родины" Фетисовым в "Гараже". Холуйствующим, опасным плебеем Артюховым в телефильме "О бедном гусаре замолвите слово". Играл небольшую роль в фильме Рязанова "Одинокая мелодия для флейты".
  Актерский диапазон Буркова был достаточно широк. Одними из лучших стали работы актера в картинах, поставленных его другом Василием Шукшиным, – окрашенная комическими красками роль "конструктора" Виктора в "Печках-лавочках" и безжалостный убийца Губошлеп в "Калине красной". С комедийной легкостью изображал мнимого дипломата Аркадия Павловича в фильме Губенко "Из жизни отдыхающих". Интересны и драматические роли Георгия Буркова в фильмах "Они сражались за Родину" Сергея Бондарчука и "Подранки" Николая Губенко.
  В лучших ролях Буркова ощутимо взаимопроникновение лирики и фарса, иногда трагифарса: его неотразимая убедительность оправдывала самые невероятные ситуации, в которые попадали его герои.
  Всего же за свою творческую жизнь актер снялся более чем в 60 фильмах различных жанров – в психологических драмах, в комедиях, в детективах. На съемочной площадке он работал с такими режиссерам, как Виктор Трегубович, Александр Зархи, Сергей Соловьев, Юрий Озеров, Карен Шахназаров.
  Георгий Бурков выступил в качестве театрального режиссера, поставив в Московском областном театре спектакль "В стране лилипутов" по Джонатану Свифту.
  В последние годы жизни он занялся и кинорежиссурой, сняв в 1987 году комедию "Байка" по сценарию Нины Семеновой, и сам сыграл главную роль.
  Скончался Георгий Бурков от тромбоэмболии 19 июля 1990 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.
  Георгий Иванович Бурков не писал мемуаров. Но он оставил большое литературное наследие, в том числе массу записных книжек и тетрадок, исписанных быстрым неразборчивым почерком, в которых сокровенные мысли и потаенные желания перемежались с размышлениями об искусстве и набросками в жанре эссеистики. Писал он их для себя.
  Вдова актера Татьяна Ухарова не только дала разрешение на публикацию "тайных трудов" ее мужа, но и подготовила их к печати. Книга под названием "Хроника сердца" вышла в издательстве "Вагриус".
  (Из проекта "Актеры советского и российского кино")


    Книга "Хроника сердца" (1998) (html 1,2 mb; pdf 18 mb) – октябрь 2002, май 2020

    Содержание:

    Предисловие
    Часть I. Дневники
    Часть II. Василий Макарович Шукшин
    Часть III. «Письма к другу»
    Часть IV. Сюжеты

      Замечательный русский актёр Георгий Иванович Бурков оставил большое литературное наследие, в том числе массу записных книжек и тетрадок, исписанных быстрым неразборчивым почерком, в которых тайные мысли и интимные желания перемежались с черновиками театральных сценариев и литературных эссе. Бурков всю свою жизнь готовился к большой литературной работе, но кроме интервью и газетных статей ничего не печатал. Он писал для себя.
      Вдова актёра Татьяна Ухарова не только дала разрешение на публикацию "тайного" труда своего мужа, но и во многом способствовала появлению этой книги.
      Теперь у всех, кто любит и помнит Георгия Буркова, есть уникальная возможность узнать: каким он был. Перед вами – жизнь, полная страданий, поисков, ошибок и прозрений. Жизнь ума и жизнь души. Настоящая жизнь.
      (Аннотация издательства)

    Фрагменты из книги:

      "Красота – это простота, доведённая до совершенства."

    * * *

      "Смерть – пропасть. Нам кажется, что смерть у нас впереди. А она сбоку, она все время с нами. И каждый из нас в любое время имеет право на нее. Смерть – это не пропасть впереди, это пропасть рядом, сбоку, мы идем вдоль нее. И смерть – шаг в сторону. Пропускаем вперед идущих за нами."

    * * *

      "Личность – это свобода мышления без учета выгоды для общества и для себя."

    * * *

      "(О театре) Все мы – концлагерная самодеятельность."

    * * *

      "Очередь за пивом – антиправительственная демонстрация."

    * * *

      "Власть (и при помощи эстетики тоже) хочет встать между художником и народом, играть при этом роль не просто посредника, но и захватчика. Художнику Власть внушает, просто приказывает, что нужно для народа, а народу приказывает, какая духовная пища ему нужна и полезна. Одним словом, Власть хочет такого искусства, которое поможет ей, Власти, остаться наверху. И чтоб искусство это походило на настоящее. «Чтоб золотая рыбка служила у меня на посылках»."

    * * *

      "Жизнь алкоголиков очень близка к жизни животных. В хорошем смысле. С утра они, милые, заняты поисками выпивки. Выпьют – пошли разговоры приятные или неприятные – все равно не настоящие. Игра в человеческую жизнь: с проблемами, с заботами, с радостями. Потом опять поиски. И так весь день."

    * * *

      "У меня нет Родины, ибо у раба ее не может быть. Но если она у меня есть, то внутри меня, и так у многих. Но мы живем на чужой территории, нашу Родину оккупировали коммунисты. Это не татаро-монголы, это свои, и, пожалуй, в этом секрет их успеха. Они нас заставили быть чужими. Они приписывают нас к одному месту, но не к тому, где ты родился и вырос. Малая родина – этот бандустан, явление обманчивое, лживое."

    * * *

      "И никогда коммунисты не представляли интересы рабочего класса. Никогда. В основном это осколки и неудачники из всех слоев русского общества. Они истребили основу – крестьянство и интеллигенцию. Теперь их можно уговорить, умолить уйти с исторической сцены, но не истребить, не рассчитаться за содеянное. Неправда, что это уже другие люди. Это идеологические дети тех, первых, Бесов. Но их уничтожить нельзя еще и потому, что они – это мы. Наиболее агрессивных (подавляющее большинство!) придется долго уговаривать вернуться в подполье. А потом терпеть их террор (жертвоприношение! Но не то, о котором говорил робкий Тарковский), как сейчас мы терпим рэкет и др. уголовщину. Это наши дети, братья, сестры.
    И так будет всегда!"

    * * *

      "Кончается длинный и мучительный отрезок пути. Кончается власть глупых и бездарных людей, длившаяся так долго. Кончается фашизм на моей Земле. С чем же, с каким багажом подошли мы к рубежу, дальше которого ступать опасно? Алкоголизм, проституция, наркомания, олигофрения, детская смертность, жилищный кризис, отказ от детей и бешенство молодежи, поголовное воровство и поголовный цинизм, организованная преступность и мн. др., но, пожалуй, самый печальный и опасный итог – духовная нищета и политическая малограмотность. Созданы все предпосылки для беспрепятственного доступа к власти – через партию! – откровенных дураков и уголовников. Преступники пришли к власти давно, лет 60-50 назад. За этот отрезок времени они совершили невообразимое: истребили весь цвет народа! Страшные пророчества Ф. М. Достоевского подтвердились. Но даже Достоевский не мог себе представить такого откровенного и наглого разгула бесов."

    * * *

      "Надо ли говорить об измене Родине, когда люди догадывались, что их ждет, если они останутся. И бежали за границу. Телевидение изобрел русский. Нетрудно догадаться, что бы с ним сделали, если бы он остался. Но сейчас о нем не говорят широко, чтобы не подвергать сомнению концепцию советского (и русского!) патриотизма. Это все равно по нашим понятиям индивидуалисты. Но советский патриотизм всегда верность Вождю, Хозяину. Одному! Вон он, патриотизм первобытный."

    * * *

      "СССР – это огромная зона.
    С посылками, свиданиями, родственными вызовами и выездами. И совсем не оттого, что мы чего-то добились, нас не сажают в лагеря. Просто из страны выкачали все, что было возможно. Теперь стали качать оттуда. Дали послабление, т. е. создали возможности спасать и выкупать нас (менять Буковского на Корвалана, например)"

    * * *

      "Большевикам нужна атомная бомба для того, чтобы удержаться у власти, т. е. против своего же народа. Пройдет немного времени, и они начнут шантажировать весь мир, чтобы весь мир умолял нас, народ, не делать революции и терпеть этих упырей и содержать их"

    * * *

      "70 лет они занимаются одним и тем же: сначала выискивают оппонентов, потом создают из них меньшинство, а потом громко уничтожают его. Это и есть марксистско-ленинская диалектика."

    * * *

      "Если найдутся смелые и усидчивые люди, которые в будущем подсчитают, сколько на самом деле коммунисты внаглую, по-бандитски вырвали у людей денег, все окаменеют от ужаса. Ведь все эти «без вести пропавшие предатели», которые 50 лет тлели и гнили по лесам и болотам, это – убитая при помощи врага масса людей, и затем обобранная. И в результате огромное количество родственников держалось под подозрением и в унижении. И вот самое-то страшное: методы остались прежние!"

    * * *

      "Когда режиссер начинает кричать и оскорблять актеров, он сознается в своей слабости и в ограниченности.
    Сравнить это можно с репрессиями, когда нужные показания добивались побоями."

    * * *

      "Люди вне культуры выращиваются в стаде, в строю горшечников, октябрят, пионеров, солдат, заключенных, демонстрантов. Не искусства, а зрелищ жаждет Хомо Советикус. Но вот случайно ребенок попадает в поле воздействия религии, театра, профессии. Проходит все циклы. И возникает особо сложившийся человек, личность."

    * * *

      "В донкихотстве вижу смысл жизни Человека. Самое прекрасное в человеке – стремление сделать что-то необыкновенное."

    Страничка создана 18 октября 2002.
    Последнее обновление 13 мая 2020.
Дизайн и разработка © Титиевский Виталий, 2005-2022.
MSIECP 800x600, 1024x768