Библиотека Александра Белоусенко

На главную
 
Книжная полка
 
Русская проза
 
Зарубежная проза
 
ГУЛаг и диссиденты
 
КГБ-ФСБ
 
Публицистика
 
Серебряный век
 
Воспоминания
 
Биографии и ЖЗЛ
 
История
 
Литературоведение
 
Люди искусства
 
Поэзия
 
Сатира и юмор
 
Драматургия
 
Подарочные издания
 
Для детей
 
XIX век
 
Японская лит-ра
 
Архив
 
О нас
 
Обратная связь:
belousenko@yahoo.com
 

Библиотека Im-Werden (Мюнхен)

 

Дмитрий Львович БЫКОВ
(род. 1967)

  Дмитрий Львович Быков – российский писатель, поэт, журналист, радио- и телеведущий, преподаватель. Биограф знаменитых российских писателей и поэтов. Оппозиционер, автор стихотворений для громких литературных медиапроектов.
  Дмитрий Быков родился в интеллигентной московской семье. Его мама, Наталья Иосифовна Быкова, преподавала русский язык и литературу в школе. Отец, Лев Иосифович Зильбельтруд, – врач-отоларинголог со степенью кандидата медицинских наук. Брак родителей Дмитрия не сложился, и после развода Наталья Иосифовна растила сына одна.
  Дмитрий хорошо учился, и в 1984 году окончил школу с золотой медалью, после чего без проблем поступил на престижный факультет журналистики МГУ, но закончить университет не успел – был призван на военную службу в 1987 году. Отслужив, Быков продолжил обучение в МГУ и в 1991 году выпустился с красным дипломом.
  В 1985 году Дмитрий Быков стал обозревателем в советском еженедельнике «Собеседник». В 90-е годы он сотрудничал с большим количеством печатных изданий Москвы: «Вечерний клуб», «Огонёк», «Семь дней», «Столица» и другие.
  В 2000 году журналист получил должность креативного редактора «Собеседника». С конца 2002 по июнь 2003 года он был заместителем главного редактора газеты «Консерватор», затем стал редактором отдела «Культура», а позднее – отдела «Общество» в журнале «Огонёк». С 2007 года – обозреватель журнала «Русская жизнь». В 2010 году Дмитрий Быков был награждён премией Союза журналистов «Золотое перо России».
  Параллельно с журналистикой Дмитрий Быков увлекался преподаванием: в 90-е годы работал в московской общеобразовательной школе №1214, затем продолжил деятельность в частных заведениях (школы «Золотое сечение» и «Интеллектуал»), где читал курс истории литературы советской эпохи.
  Дмитрий Быков – известный прозаик и поэт, автор нового литературного жанра «рифмованная проза». Основные его литературные направления – жизнеописания великих людей (Бориса Пастернака, Булата Окуджавы, Владимира Маяковского), беллетристика и документальная проза.
  В голодные девяностые Дмитрий Быков написал несколько романов по мотивам популярных западных кинолент под творческим псевдонимом Мэтью Булл. Наиболее известные творения этого периода: «66 дней», «Дикая Орхидея–2», «Харлей и Мальборо».
  В библиографии Дмитрия Быкова значатся несколько сборников стихотворений, романов и сказок. Отдельным собранием изданы публицистические труды о культуре, искусстве и политике. Так, в 2005 году вышел сборник политических памфлетов «Как Путин стал президентом США: новые русские сказки». Сатирическое изложение событий 1999–2001 годов написано в духе Салтыкова-Щедрина и Максима Горького.
  Наиболее известные романы Дмитрия Быкова: «Орфография», «Эвакуатор», «ЖД», «Списанные», «Остромов, или Ученик чародея», «Икс», «Сигналы», «Борис Пастернак». Также Дмитрий написал два сборника зоологических рассказов в соавторстве с супругой и писательницей Ириной Лукьяновой.
  В соавторстве с Виталием Манским Быков написал сценарий для документального фильма «Девственность» со скандально известной Кариной Барби (вышел на экраны в 2008 году). В 2010 году вышел сборник драматургических произведений Быкова.
  На рубеже тысячелетий Дмитрий быков стал ведущим нескольких телевизионных проектов: вёл передачу «Времечко» на телевизионном канале ТВЦ (2000-2008), «Хорошо, БЫков» на канале ATV (2000-2003). С 2009 года – ведущий программы «Рождённые в СССР» на канале «Ностальгия». Также вёл шоу «Картина маслом» на «Пятом канале» (2010-2011). С 2011 – ведущий «Колбы времени» на канале «Ностальгия».
  С 2005 по 2013 год Дмитрий Быков работал на радиостанциях – его авторские программы выходили в эфир на частотах «Юности», «Сити-FM» и «Коммерсантъ FM».
  В 2011-2012 годах Быков стал автором стихов для нашумевшего медийного проекта «Гражданин поэт» от телеканала «Дождь». Сочинения Быкова читал известный артист Михаил Ефремов. Проект быстро обрёл популярность, а его авторы – Дмитрий Быков, Михаил Ефремов и продюсер Андрей Васильев – получили премию «ПолитПросвет». Но после 6 выпуска между ними возникли разногласия, и в результате проект был закрыт. Быков продолжил писать стихи для передачи «Господин хороший».
  Дмитрий Быков известен как оппозиционер и активный общественный деятель. В 2011 году вместе с единомышленниками организовал общественное движение «Голосуй против всех!» и предложил сделать эмблемой движения поросёнка Нах-Нах. Вскоре это имя стало названием движения. В 2011 и 2012 годах участвовал в протестных митингах в Москве.
  С 2012 года Быков вместе с Юрием Шевчуком, Леонидом Парфёновым и Борисом Акунином стал одним из учредителей Лиги избирателей. Также Дмитрий вошёл в состав реформаторского Координационного совета российской оппозиции, заняв второе место в списке членов после Алексея Навального.
  Дмитрий Львович женат. Его супруга Ирина Лукьянова – колумнист газеты «Собеседник», писательница и журналистка. Её статьи издавались в печатных изданиях «Ломоносов», «Карьера», «Город женщин» и «Крестьянка». Ирина – автор многих произведений, два из которых – «Зверьки и зверюши» и «В мире животиков» – плод совместной работы с мужем. Супруги воспитывают двоих детей.
  Дмитрий Быков продолжает работать в печатных изданиях и на телевидении, также он является членом Координационного совета российской оппозиции.
  В 2014 году вышел его новый роман «Квартал. Прохождение», в 2015 – сборник поэзии «Ясно», а в 2016 Дмитрий Быков выпустил книгу «Я вомбат» для серии «Занимательная зоология».
  С 2015 года ведёт программу «Один» в эфире радио «Эхо Москвы», ведёт свою колонку в «Новой газете». 17 апреля 2019 года был госпитализирован в тяжёлом состоянии во время гастролей в Уфе. Сообщалось, что писатель впал в кому после инсульта. Представители Быкова опровергли, что у него был инсульт – по официальной версии, причиной госпитализации стали последствия диабета. Сам писатель полагает, что причиной его госпитализации стало острое отравление. Поражает трудоспособность Дмитрия Львовича – ещё лёжа на больничной койке он записывал новые выпуски программы для «Эха Москвы». 30 апреля Быкова выписали.
  (Из проекта "УзнайВсё"; На снимке: Дмитрий Быков с женой Ириной Лукьяновой)


    Поэма "ЖД" (2006) (html 1,6 mb) – июнь 2007

      ...У меня нет определенной, обязательной для читателя расшифровки аббревиатуры «ЖД». Читатель волен выбрать любую или предложить свою: железная дорога, живой дневник, желтый дом, жирный Дима, жаль денег, жизнь дорожает, жидкое дерьмо, жаркие денечки, жесткий диск, Живаго-доктор. Для себя я предпочитаю расшифровку «Живые души».
      Истина открывается не для того, чтобы прятать ее в столе. Истина поднимает вокруг себя бурю исключительно для того, чтобы дальше разбросать свои семена. Я родился для того, чтобы написать эту книгу, и придумывал ее в последние десять лет. В ней сошлись мои любимые сюжеты и главные мысли, которые всегда были об одном и том же, а именно – о бесприютности – самом страшном моем страхе. В моей стране мне тоже бесприютно, и это не только мое ощущение...
      (Из предисловия автора)


    Книга "Борис Пастернак" (2004, ЖЗЛ) (html 2,7 mb; pdf 29,5 mb) – август 2007, апрель 2020

      Эта книга – о жизни, творчестве – и чудотворстве – одного из крупнейших русских поэтов XX века Бориса Пастернака; объяснение в любви к герою и миру его поэзии. Автор не прослеживает скрупулезно изо дня в день путь своего героя, он пытается восстановить для себя и читателя внутреннюю жизнь Бориса Пастернака, столь насыщенную и трагедиями, и счастьем.
      Читатель оказывается сопричастным главным событиям жизни Пастернака, социально-историческим катастрофам, которые сопровождали его на всем пути, тем творческим связям и влияниям, явным и сокровенным, без которых немыслимо бытование всякого талантливого человека. В книге дается новая трактовка легендарного романа «Доктор Живаго», сыгравшего столь роковую роль в жизни его создателя.
      (Аннотация издательства)


    Очерки, заметки, эссе "Вместо жизни" (1997-2005) (html 974 kb) – июнь 2007

      "К столетию Шолохова готовятся в России бурно. В станице Вешенской назревают грандиозные юбилейные мероприятия, апофеоз которых придется, знамо, на 24 мая. Планируется выпуск десятитомника, куда не войдет, правда, ни одного нового текста – не обнаружены они, как и тот легендарный фрагмент из «Они сражались за Родину» (про тридцать седьмой), который Шолохов якобы написал в семидесятые, да сам же и уничтожил. С другой стороны, именно к юбилею появится наконец книга Зеева Бар-Селлы (Владимира Назарова) о подлинных авторах шолоховского наследия – Вениамине Краснушкине, Константине Каргине и Андрее Платонове. Краснушкин (более известный под псевдонимом Виктор Севский) был расстрелян ЧК в 1920 году, тридцати лет от роду, а роман его (называвшийся вроде как «Донская волна», как и редактируемая им газета) в незаконченном виде достался Шолохову. Бар-Селла вполне аргументированно доказывает, что Краснушкин является автором двух первых и половины третьей книги романа. Версия убедительная, да и отрывки из статей Севского, приводимые исследователем, написаны очень хорошо – уж как-нибудь получше довольно сусальных рассказов Ф.Крюкова, которому «Тихий Дон» приписывается в статьях Солженицына и Томашевской. Загвоздка в одном – первый и второй тома «Тихого Дона» как раз довольно слабы по сравнению с третьим и в особенности с четвертым. Самое мощное, что есть в романе,– вторая половина третьего тома: бегство Григория с Аксиньей, скитания по чужим углам и могучий, страшный четвертый том, где вся жизнь героев уж вовсе летит под откос. Так что даже если Шолохов и украл начало своего романа, вторую его половину должен был писать кто-то никак не менее талантливый. А речь там идет о событиях, которые Севскому не были известны: роман доведен до 1922 года."
      (Фрагмент)


    Книга "Булат Окуджава" (2006-2009, ЖЗЛ) (html 2,5 mb; pdf 3,4 mb) – сентябрь 2009, сентябрь 2020

      "...Все, кто любит Окуджаву, заинтересованы в том, чтобы появилась его научная биография, чтобы вышло тщательно выверенное и по возможности полное собрание сочинений с черновиками, вариантами и комментариями, чтобы мы получили наконец полное собрание его песен (честь, которой уже неоднократно удостаивались Галич и Высоцкий). Его творчество активно изучается, чему порукой регулярные научные конференции в переделкинском дачном музее. Биографических книг об Окуджаве выйдет еще не один десяток: места хватит всем. Я постарался учесть пожелания, советы и поправки родных и близких поэта, всех его друзей, кто любезно согласился ознакомиться с рукописью, и наиболее видных исследователей его творчества. Разногласия в оценках и расхождения в датировках, увы, неизбежны, поскольку речь идет о недавней истории, а главное – о литераторе, сознательно и умело путавшем следы при создании авторского мифа. Мне кажется, создание полного, документированного и выверенного жизнеописания одного из самых известных и значимых поэтов России – повод забыть о любых личных трениях и общим усилием осмыслить его судьбу и дар..."
      (Из предисловия автора)


    Сборник эссе "Хроники ближайшей войны" (1992-2005) (html 837 kb) – сентябрь 2007

      "В этой книге собраны статьи, появившиеся в «Русском журнале» (http://www.russ.ru), «Собеседнике» и «Огоньке».
      Первая часть состоит из полемической публицистики, вторая – из репортажей и очерков, иллюстрирующих некоторые тезисы моей русскожурнальной колонки «Быков-quickly». Почти все тексты исправлены – исходя не из конъюнктуры момента (читатель легко заметит, что несбывшиеся прогнозы и поспешные оценки остались в полной сохранности), но из ненависти к собственному многословию.
      Вообще, если бы я не знал лично автора всех этих статей и репортажей, я ненавидел бы его упорно и жестоко. Да я так к нему и отношусь, честно говоря.
      Если это может кого-то утешить – пусть утешит."
      (От автора)

    Содержание:

    От автора

    Часть первая. Философические письма

    Письмо первое
    Письмо второе
    Письмо третье
    Письмо четвертое
    Письмо пятое
    Письмо шестое. Опыт о самосохранении
    Письмо седьмое. Об одном фантоме
    Двести лет вместо
    Подражание Горчеву
    Дисквалификация
    Памяти последней попытки
    Уловленный дьявол
    Тайна ваших подтяжек

    Часть вторая. Хроники

    Поющие в Чернобыле
    Дарья из благодати
    Ковчег без потопа
    Потеряевка
    Духовидец
    Топ-топ
    Вагнер
    Украинская ночь
    Доктор Скорова
    Сказитель

    Часть третья. Личный опыт

    Как я пел «Марсельезу», или Швейцарская конина
    Падение Игоря Кациса
    На Енисее
    Как я не встретился с Бродским
    «Мне улыбаются твои сиськи». Как я был делегатом Конгресса
    Как я нашел кепку Ленина и внука Мандельштама
    Как мы регистрировались
    Как я был на объединительном съезде
    Как я брал интервью у Тото Кутуньо
    За гранью. Классификация русского путешественника
    Как я тоже видел Путина


    Сборник эссе "Блуд труда" (1994-2002) (html 700 kb; pdf 16 mb) – сентябрь 2007, апрель 2020

      "В 2000-2002 годах большинство русских журналистов издали сборники своих статей, написанных в предыдущее десятилетие. На память в первую очередь приходит двухтомник Максима Соколова, увесистый том Виталия Третьякова, «Таблоид» Ильи Стогова и пр. Я далек от мысли объяснять это поветрие личным тщеславием авторов, задумавших доказать себе, будто они занимались не журналистикой, а чем-то гораздо большим. Не думаю также, что виноват кризис среднего возраста, провоцирующий попытку обрести хоть какой-то осязаемый итог лихорадочной жизни. Скорее дело в том, что миновали девяностые – первое десятилетие свободной прессы в России после семидесятилетнего перерыва; они прошли очень быстро, и осталось от них немногое. Такой попыткой разобраться – собственно, были ли они? и были ли мы? – стал массовый выпуск журналистских «Избранных сочинений». Получив от издательства «Лимбус Пресс» лестное предложение собрать книжку своих статей, я немедленно согласился и неоднократно об этом пожалел."
      (От автора)

    Содержание:

    От автора

    I

    Блуд труда
    Мальчик и девочка, или Пара Толст'ых
    Иваново отрочество, или Ребята с нашего двора

    II

    Баллада об Асадове
    Последний русский классик
    Нерушимый Блок
    Три соблазна Михаила Булгакова
    Каприччио
    Памяти Честертона
    Держаться, Корней!
    Аборт
    Гоголевский проезд
    ПВО
    Рыжий
    Блаженный Булгаковский
    Русская революция как зеркало Льва Толстого
    Девочка ищет отца

    III

    Морковка и крыска
    Бегство от победы
    Король забавляется
    Отец Борис
    «Новая газета» как «Завтра» нашего сегодня
    «Мы так любили друг друга
    Голова наотрез

    IV

    Памяти Александра Лебедя
    Спаситель
    Герой


    Эссе, статьи "На пустом месте" (2002-2007) (html 581 kb) – март 2009

    Содержание:

    Портреты

    Третий том
    Апология ухода
    Большие пожары 1927
    Ленин и Блок (из цикла «Типология»)
    Черный и Белый (из цикла «Типология»)
    Три вкуса времени
    Странные женщины
    Русский Эмигрант, или Правила поведения в аду
    Времени нет
    Имеющий право
    Дикий Дон
    Пегги против Скарлетт
    Занимательная титулогия

    Персоналии

    Вот, новый оборот (Новый Пелевин)
    И ухватит за бочок (Новый Пелевин)
    SOSущая тоска (Новый Пелевин)
    Связной
    Без слов
    Телегия
    Эффективный менеджер
    Пестель, Тухачевский и Ходорковский
    Йеху Москвы
    Соловьев с удой
    Безруковая дама
    Орлуша, большая ты стерва
    Биолог
    Кислород и сероводород

      "В русской литературе XX века всего две книги, авторы которых не описывают, а на собственном примере демонстрируют, что такое распад растоптанного человека: «Вторая книга» Надежды Мандельштам и «Колымские рассказы» Шаламова. У Шаламова особенно наглядны этапы постепенного разрушения личности – в «КР-2» случаются оборванные фразы, необоснованные инверсии, бессмысленные повторы, композиционные провалы, бормотание безумца. К семьдесят второму году он был руиной и не побоялся сделать себя еще одной, самой наглядной иллюстрацией главного тезиса: проект «Человек» надо закрывать.
      Правда, в Европе был писатель, очень на Шаламова похожий и все-таки отличный от него в главном: поляк Тадеуш Боровский, автор книг «Прощание с Марией» и «У нас в Аушвице». Там то же неверие в человека и тот же отказ от любых утешений – но Боровский пошел дальше: он каждого выжившего поставил под подозрение. Раз выжил – значит, кого-то предал или чем-то поступился. С таким мировоззрением жить было нельзя, и он, уцелев в Освенциме, не уцелел в аду собственной концепции: выбросился из окна в неполных двадцать восемь лет. Шаламов поставил под сомнение всех, кроме себя,– но в конце концов изобразил ад собственного безумия, так что кончил, в сущности, тем же: просто Боровский не дожил до интерната психохроников."
      (Фрагмент)


    Роман "Списанные" (2008) (html 773 kb) – июль 2009

      «Списанные» – первая часть трилогии «Нулевые», связанной сквозными второстепенными персонажами и типологическим сходством сюжетов, разворачивающихся в закрытых сообществах. Вторая часть – «Остров Джоппа» – сейчас дописывается, а третья – «Камск» – в стадии сбора материала. Полное издание трилогии планируется в 2009 году. Все части самостоятельны и могут существовать автономно.
      (От автора)


    Биографический очерк "Был ли Горький?" (2008) (html 509 kb) – август 2009

      Петербургское телевидение предложило мне написать сценарий фильма о Горьком к его 140-летию. Я за эту задачу взялся с радостью, поскольку Горького, со всеми оговорками, всегда любил и занимался им лет с восемнадцати, с курсовой работы по «Рассказам 1922–1924 годов», осуществлявшейся под терпеливым научным руководством Н.А.Богомолова. Огромное количество материала – в том числе недавно изданная книга Павла Басинского в серии «ЖЗЛ», пользующаяся заслуженным успехом,– меня не останавливало, а скорей раззадоривало. Если собрать все качественные тексты о Горьком, включая отзывы современников,– они не перевесят его полного собрания в 60-ти томах (художественные произведения изданы в 1968–1973 гг., публицистика – только после перестройки, а третья серия – письма – не закончена поныне). Да и вообще – от таких предложений грех отказываться, особенно если они исходят от историка Льва Лурье, сотрудничество с которым всегда казалось мне большой честью.<...>
      Сколь ни ужасно слово «формат», против него не попрешь, и сценарий в процессе работы сократился чуть не вчетверо. Поскольку многое осталось недосказанным, а тема оказалась горячей,– я решил опубликовать очерк полностью, чтобы снять вопросы и высказаться по возможности исчерпывающе. Цель у меня одна – вернуть широкому читателю большого и сложного писателя, который при всех своих ошибках, отступлениях и заблуждениях всегда учил нетерпимости к скотству. Что-то подсказывает мне, что это хорошо.
      (Из предисловия автора)

    Содержание:

    Часть первая. Бродяга
    Часть вторая. Изгнанник
    Часть третья. Беглец
    Часть четвертая. Пленник


    Дмитрий Быков. Ирина Лукьянова. Сборник сказок "О зверьках и зверюшах" (2007) (html 471 kb) – декабрь 2007

      В 1999 году мы начали сочинять для своих детей – девятилетней Жени и годовалого Андрюши – цикл сказок про зверьков и зверюш, сказочных существ, решавших для себя примерно те же богословские вопросы, о которых мы постоянно спорили друг с другом. Двенадцать лет гармоничного брака мало что изменили в этих спорах: зверек по-прежнему зверьковствует, зверюша зверюшествует, дети занимаются тем и другим по очереди.
      Первое издание сказок про мир животиков – как называется у нас дома альтернативная зоология – вышло в 2001 году в издательстве Александра Житинского «Геликон плюс» и довольно быстро разошлось по таким же семьям, как наша. Со временем мы стали обнаруживать ссылки на нее на разных сетевых форумах, где виртуальные зверюши отважно отражали атаки агностических и атеистических зверьков, обещая им райское блаженство и разоблачая застарелые комплексы. В 2005 году издательство «Амфора» переиздало «Зверюш» с добавлением новых сказок, неуклонно сочинявшихся по мере взросления детей – теперь уже и с их участием. За последние два года мы сочинили десяток новых историй, которые здесь представлены. Вряд ли этот процесс когда-нибудь остановится: ведь города Гордый и Преображенск продолжают жить своей жизнью, и ничто им, слава Богу, не угрожает. Только что в том же «Геликоне» вышла и аудиокнижка, где за зверьков, зверюш, зверцов и зверок на разные голоса разговаривает дочь Александра Житинского, замечательная пианистка Сашка, попутно аккомпанирующая себе на рояле.
      Что касается авторов, то для них большая честь и радость напечататься в издательстве, публикующем преимущественно богословскую литературу. Вероятно, наши сказки имеют к ней отношение – хотя по большому счету вся литература занимается исключительно богословием, только не всегда это сознает. Если после чтения этой книжки кто-то почувствует себя возверюшивающимся, мы будем очень рады. Если кто-то останется зверьком, это тоже вполне достойная позиция. Главное – чтобы Гордый и Преображенск чаще общались. Из этого общения получаются не самые скучные сказки и чрезвычайно веселые дети.
      Дмитрий Быков, Ирина Лукьянова


    Дмитрий Быков. Ирина Лукьянова. Сборник сказок "В мире животиков" (2005) (html 635 kb) – октябрь 2008

      ...Книжка эта появилась вот каким образом. В 1998 году мы вели на московском радио программу «В мире животиков», где рассказывали про всяких несуществующих зверьков. То есть, разумеется, существующих, но науке пока не известных. Не скажете же вы, прочитав эту книжку, что никогда не видели клушу беспокойную, хозяйственника крепкого или кислотника стильного. Конечно, видели, только не догадывались, что это они. Теперь, как говорится, будете знать.
      Сейчас в большой моде жанр альтернативной истории – рассказы о никогда не бывших, но возможных и достоверных событиях. В этом жанре сочиняют Андрей Лазарчук, Михаил Успенский, Сергей Лукьяненко… Еще есть такой профессор кислых щей Анатолий Фоменко, считающий, что Древний Рим и Древняя Русь – примерно одно и то же, как Пушкин и Гомер… Есть даже вполне серьезные публицисты, горячо уверяющие нас, как все было хорошо двадцать лет назад. Короче, альтернативная история в действии. Да и откуда нам знать, как оно все было на самом деле?
      Мы же предложили детям и взрослым альтернативную зоологию – жанр, как нам кажется, не менее перспективный. Надеемся, что, вдохновленные нашим опытом, другие авторы займутся альтернативной географией, альтернативной экономикой или альтернативной филологией, изучающей то, что написал в старости Пушкин или Лермонтов...
      Дмитрий Быков, Ирина Лукьянова


    Книга "Как Путин стал президентом США: новые русские сказки" (2004, 2012) (html 955 kb; pdf 15 mb) – июль 2009, декабрь 2020

      В некотором царстве, некотором государстве была обильная земля и совсем не было порядку,– как-то заметил остроумнейший из ее летописцев. Земля исправно родила из года в год, народ же, ее населявший, был голоден, бос и малокультурен. Правители правили, бунтовщики бунтовали, народ безмолвствовал, но ничего не менялось. Лучшие умы государства затупились, пытаясь постичь такой порядок вещей, что дало повод тишайшему из поэтов той земли сочинить тезис об ее умонепостигаемости.
      Каждый из правителей перед заступлением отлично знал, чего он хочет и что сделает. Но, заступив, совершенно терялся и начинал делать вовсе не то, что собирался, и не то, что ему советовали, и не то, что следовало бы, и уж совсем не то, что можно вообразить в рамках здравого смысла.
      Все дело в том, что после коронации, или заседания боярской Думы, или Президиума Верховного Совета, или инаугурации, когда новоиспеченный правитель приходил в себя и взволнованно, как новобрачная, пытался осознать, что же с ним такое случилось, на стене его спальни проступали горящие буквы. Одни правители звали охрану, другие крестились, в ужасе вспоминая «мене, такел, фарес», третьи пытались сбить пламя одеялом. Невзирая на эти мероприятия, пламя не угасало, а только расползалось на всю стену грозным предостережением: ничего сделать нельзя…
      Ничего сделать нельзя и с Новыми Русскими Сказками Дмитрия Быкова «Как Путин стал президентом США», из них не выкинуть ни слова. Пока есть Россия, есть и этот жанр.
      Написанные Дмитрием Быковым в лучших традициях Салтыкова-Щедрина – Новые Русские Сказки объединяют вместе всех героев современной России и впервые в жанре политической сатиры рассказывают о том, как: «Единство» насмерть схватилось с «Отечеством», Доренко грыз Лужкова, Киселев поливал Ельцина, вокруг НТВ бушевали конфликты, бежали Гусинский и Березовский, возникали и затихали слухи о переносе столицы в Петербург и о многом-многом другом…
      Мы предлагаем вам первыми ознакомиться с гениальным собранием Новых Русских Сказок «Как Путин стал президентом США» – сатирической хроникой политической и общественной жизни рубежа веков.
      (Аннотация издательства)


    Сборник "Время потрясений. 1900-1950 гг." (2018) (pdf 16,8 mb) – OCR: Давид Титиевский – март 2021

      Эта книга – первая часть двухтомника, посвящённого русской литературе двадцатого века. Каждая глава – страница истории глазами писателей и поэтов, ставших свидетелями главных событий эпохи, в которой им довелось жить и творить.
      В первый том вошли лекции о произведениях таких выдающихся личностей, как Чехов, Горький, Маяковский, Есенин, Платонов, Набоков и других.
      Дмитрий Быков будто возвращает нас в тот год, в котором была создана та или иная книга.
      Книга создана по мотивам популярной программы «Сто лекций с Дмитрием Быковым».
      (Аннотация издательства)

    * * *

      Редактор телеканала «Дождь» Александра Яковлева сказала однажды:
      – Никто и не вспомнит, что этот цикл вместе с вами делала я. Вы меня хоть в предисловии упомяните.
      Думаю, всё это предисловие должно быть одним большим посвящением Саше Яковлевой и благодарностью ей. Когда я пришёл однажды в гости на телеканал «Дождь», его создательница Наташа Синдеева спросила меня, какие программы я мог бы вести, и я придумал «Сто лет – сто книг». Берутся сто главных, с моей точки зрения, русских книг XX века, и про каждую коротко рассказывается.
      Никто тогда не верил, что мы запустим этот цикл и доведём его хотя бы до середины. Я занимался им, честно сказать, только потому, что это давало мне возможность периодически видеть Сашу Яковлеву и на том же «Дожде» с ней обедать. Записывать лекции в присутствии Саши Яковлевой – большое удовольствие. Она как-то так умеет смотреть и слушать, что тебе даже начинает казаться: ты живёшь не напрасно и делаешь всё это тоже не зря.
      Большинство цитат в этих лекциях – кроме совсем уж важных случаев – приводится по памяти, потому что мне стыдно было перед Сашей Яковлевой лазить в айфон и зачитывать фрагменты чужих текстов. Пусть будут неточности, у нас же не диссертация, слава богу. И вообще при редактировании этого текста мы старались не слишком сглаживать прямую речь, чтобы сохранить непосредственность и подарить вам эффект присутствия.
      Выбор книг субъективен. Выбор автором телеканала «Дождь» в качестве партнёра тоже субъективен – но больше меня на такой проект никто не позвал, а «Дождю» спасибо. Вообще же делал я всё это не ради народного просвещения или там денег (про деньги особенно смешно), а для удовольствия, которое получал не только во время записи, но и во время обедов с Сашей Яковлевой. И фотография тут должна быть не моя, а её. Гораздо эстетичнее будет.
      Но пока придётся вам представлять её заочно. На что похожа Саша Яковлева? На десятиклассницу, вместе с которой мы только что выиграли олимпиаду по литературе образца года эдак 1983-го. Только что мы были соперниками, но вот поделили призовые места, и я по осеннему парку, под вечерним солнцем провожаю её домой. Или, если угодно, она похожа – то есть мне она напоминает – на сонату номер 8 Бетховена, более известную как Патетическая. Вот там есть третья часть, это прямо про Сашу Яковлеву.
      Так что все эти лекции – про любовь, хотя и платоническую, вроде любви к русской литературе.
      Дмитрий Быков


    Сборник поэзии "Последнее время" (1986-2005) (html 1,1 mb) – август 2007

    – Как мы любим себя! Как жалеем!
    Как бронируем место в раю!
    Как убого, как жалко лелеем
    Угнетенность, отдельность свою!
    Сотню раз запятнавшись обманом,
    Двести раз растворившись в чужом,–
    Как любуемся собственным кланом,
    Как надежно его бережем!

    Как, ответ заменив многоточьем,
    Умолчаньем, сравненьем хромым,
    Мы себе обреченность пророчим
    И свою уязвленность храним!
    Как, последнее робко припрятав,
    Выбирая вождей и связных,
    Люто любим своих супостатов –
    Ибо кто бы мы были без них?

    Мы, противники кормчих и зодчих,
    В вечном страхе, в холодном поту,
    Поднимавшие голову тотчас,
    Как с нее убирали пяту,
    Здесь, где главная наша заслуга –
    Усмехаться искусанным ртом,–
    Как мы все-таки любим…
                – Друг друга!
    Это всё перевесит потом.


    Книга "Шестидесятники: Литературные портреты" (2019, 375 стр.; ЖЗЛ) (pdf 9,7 mb) – сентябрь 2022
      – копия из Интернета

      Поколение шестидесятников оставило нам романы и стихи, фильмы и картины, в которых живут острые споры о прошлом и будущем России, напряжённые поиски истины, моральная бескомпромиссность, неприятие лжи и лицемерия. Их часто ругали за половинчатость и напрасные иллюзии, называли «храбрыми в дозволенных пределах», но их произведения до сих пор остаются предметом читательской любви.
      Новая книга известного писателя, поэта, публициста Дмитрия Быкова – сборник биографических эссе, рассматривающих не только творческие судьбы самых ярких представителей этого поколения, но и сам феномен шестидесятничества.
      (Аннотация издательства)

      Это не монография о шестидесятниках, а сборник литературно-критических очерков, написанных о них в разные годы. Как всякий критический очерк, они субъективны и не претендуют на осмысление феномена в целом. Биографии героев освещены в них только в той степени, в какой помогают представить их место в поколении и литературную эволюцию.
      Некоторым шестидесятникам здесь не нашлось места по причинам субъективным: так, об одном из главных голосов поколения – Булате Окуджаве – автор уже написал книгу и пересказывать её в сжатом объёме не видит смысла. Некоторые фигуры не вызывают у него интереса, и поскольку это никак не энциклопедия, автор счёл за лучшее о них умолчать – пусть скажут те, кому они ближе.
      Дмитрий Быков
      Москва, сентябрь 2018 г.

    Содержание:

    От автора ... 5
    Феномен шестидесятничества ... 6

    Часть первая. СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЙ МАРШ

    Александр Галич ... 26
    Эдуард Асадов ... 36
    Владимир Высоцкий ... 48
    Борис Слуцкий ... 68
    Давид Самойлов ... 77
    Евгений Евтушенко ... 95
    Андрей Вознесенский ... 126
    Белла Ахмадулина ... 147
    Новелла Матвеева ... 155
    Геннадий Шпаликов ... 181
    Иосиф Бродский ... 188
    Нонна Слепакова ... 195

    Часть вторая. ОБРЕЧЕННЫЕ ПОБЕДИТЕЛИ

    Владимир Максимов ... 220
    Виктор Некрасов ... 230
    Андрей Синявский ... 239
    Юрий Нагибин ... 247
    Юрий Трифонов ... 258
    Юлиан Семёнов ... 271
    Братья Стругацкие ... 283
    Фазиль Искандер ... 296
    Василий Шукшин ... 306
    Василий Аксёнов ... 325
    Венедикт Ерофеев ... 350
    Валентин Распутин ... 360
    Биографические справки о героях книги ... 366

    Страничка создана 14 апреля 2007.
    Последнее обновление 15 сентября 2022.
Дизайн и разработка © Титиевский Виталий, 2005-2023.
MSIECP 800x600, 1024x768