Библиотека Александра Белоусенко

На главную
 
Книжная полка
 
Русская проза
 
Зарубежная проза
 
ГУЛаг и диссиденты
 
КГБ-ФСБ
 
Публицистика
 
Серебряный век
 
Воспоминания
 
Биографии и ЖЗЛ
 
История
 
Литературоведение
 
Люди искусства
 
Поэзия
 
Сатира и юмор
 
Драматургия
 
Подарочные издания
 
Для детей
 
XIX век
 
Японская лит-ра
 
Архив
 
О нас
 
Обратная связь:
belousenko@yahoo.com
 

Библиотека Im-Werden (Мюнхен)

 

Михаил Осипович ГЕРШЕНЗОН
(1869-1925)

  Гершензон, Михаил Осипович (Мейлих Иосифович) (1869-1925), русский литературовед, философ, публицист, переводчик.
  Родился 1 (13) июля 1869 в Кишиневе в купеческой семье. Учился сначала в частном училище, а с 1883 в Кишиневской гимназии. По окончании гимназии (1887) уехал в Берлин, учился в Шарлоттенбургском политехникуме, слушал лекции по истории и философии в Берлинском университете. В 1889 вернулся в Москву, получив необходимое для еврея разрешение на учебу в Московском университете, историко-филологический факультет которого окончил в 1894.
  Еще в годы учебы Гершензон выступил в печати как критик. Его первая рецензия на исторические труды Н.Карева вышла в газете «Русская мысль» в 1894. В 1893 Гершензон сотрудничал в «Настольном энциклопедическом словаре братьев Гранат». Его студенческая работа об Аристотеле и Плутархе была удостоена в 1893 золотой университетской медали. Занятия классической филологией позволили Гершензону усвоить принципы работы с источниками, которые он впоследствии использовал для изучения русской литературы 19 в.
  Гершензон занимался переводами для издательства Сабашниковых, писал статьи на педагогические темы (Художественная литература и воспитание, 1899, и др.), участвовал в работе Комиссии по организации домашнего чтения. Круг общения Гершензона – в основном его составляли представители гуманитарной интеллигенции, придерживавшиеся либеральных идей дворянской интеллигенции 19 в., – получил в общественном сознании название «гершензоновская Москва». В то же время Гершензон придерживался позиции так называемого «религиозного народничества», отстаивал идеи неославянофильства и русского религиозного ренессанса.
  В 1899 Гершензон выехал за границу, где познакомился с сыном А.И.Герцена и Н.А.Тучковой-Огаревой. Это знакомство дало ему возможность работать в архиве Герцена и Огарева, а также познакомиться с материалами о московском дворянстве, которые впоследствии легли в основу книги Грибоедовская Москва (1914). В эти же годы он занимался в Берлине пушкиноведением и приобрел на деньги Солдатенкова архивные материалы, связанные с творчеством Пушкина.
  В 1900 Гершензон написал ряд статей по истории русского либерализма (Социально-политические взгляды А.И.Герцена, 1906, История молодой России, 1908, и др.) и по истории славянофильства (П.Я.Чаадаев. Жизнь и мышление, 1908, Исторические записки. (О русском обществе), 1910, и др.). Гершензон отметил сдвиг в мировоззрении русского общества в 19 в. – от патриархальности к мировой культуре. С этой точки зрения исследовал творчество А.С.Пушкина, результатом которых стали многочисленные статьи, вошедшие в книгу Мудрость Пушкина (1919). Статьи эти были написаны в присущей Гершензону художественной, почти новеллистической форме, что сделало их не только серьезными литературоведческими исследованиями, но и увлекательными художественными произведениями.
  В 1903-1905 Гершензон вел литературное обозрение в журнале «Научное слово», в 1907-1908 – литературную хронику в журнале «Вестник Европы». В эти же годы заведовал литературным отделом в журнале «Критическое обозрение», пригласил к сотрудничеству В.Я.Брюсова, и др. писателей-символистов. Сотрудничал в московском религиозно-философском издательстве «Путь», в котором выпустил собрания сочинений И.Киреевского и Чаадаева. Для издательства Сабашниковых, в котором он публиковал собственные сочинения, Гершензон перевел стихи Ф.Петрарки (1915).
  После Первой русской революции 1905 Гершензон стал одним из организаторов и участников знаменитого сборника Вехи (1909). В написанной для этого сборника статье Творческое самосознание он обозначил главную, по его мнению, опасность внутреннего состояния русской интеллигенции: «Мы калеки потому, что наша личность раздвоена, что мы утратили способность естественного развития... что наше сознание... мчится впустую, оставив втуне нашу чувственно-волевую жизнь». Спасением от глубокого духовного кризиса должно было стать, по Гершензону, «стремление к творческому личному самосознанию», а не ко внешнему переделу мира. Для многих коллег и друзей Гершензона стало шоком, когда в 1917 он написал, что «только большевикам суждено вывести Россию на исторически правильный путь». Это мнение, впоследствии отвергнутое самим Гершензоном, стало причиной его конфликта с Н.Бердяевым.
  В 1915–1919 Гершензон составил сборник Русские Пропилеи; в 1923 вышел второй том – Новые Пропилеи. Оба эти тома состояли из публикаций литературных материалов, сыгравших существенную роль в формировании русского философского мировоззрения. В 1921 вышла книга эссе Гершензона и Вяч. Иванова Переписка из двух углов, в которой авторы осмысливали путь России и собственный духовный путь после революции.
  В марте 1917 Гершензон стал одним из организаторов Всероссийского союза писателей. После Октябрьской революции принимал участие в деятельности различных организаций, занимавшихся литературной жизнью (Бюро литературного отдела Наркомпросса, 1920–1921, и др.). Им были написаны книги Тройственный образ совершенства (1918), Мечта и мысль И.С.Тургенева (1919), Гольфстрем (1922), Ключ веры (1922), многочисленные статьи о Пушкине. Гершензон писал о том, что Россия вступила в период «духовной бездомности», которая, несмотря на болезненность разрушения привычных форм жизни, дает личности и обществу возможность глубокого самоосознания.
  Умер Гершензон в Москве 19 февраля 1925.
  (Из энциклопедии "Кругосвет")


    Произведения:

    Сборник "Демоны глухонемые: Статьи, эссе, заметки разных лет" (2017, 336 стр.) (pdf 12 mb) – февраль 2022
      – OCR: Александр Белоусенко (Сиэтл, США)

      В данном научном издании публикуются как важнейшие теоретико-литературные и философские работы М. О. Гершензона, созданные на протяжении четверти века: «Письма к брату» (1907), «Видение поэта» (1919), «Демоны глухонемые» (1922), «Человек, пожелавший счастья» (1922), «Пальмира» (1922), «Человек, одержимый Богом» (1922), так и малоизвестные статьи, эссе, заметки, записки и полемические выступления учёного, публиковавшиеся им в разные годы в периодических изданиях. Особое место занимают выступления М. О. Гершензона накануне и в период Первой мировой войны. Все работы снабжены подробными комментариями.
      Для историков, филологов и философов, для всех интересующихся историей идей в отечественной науке и философии рубежа XIX-XX веков.
      (Аннотация издательства)

    Содержание:

    Н. Н. Смирнова. Вместо предисловия. Наука и жизнетворчество ... 5

    Раздел 1. Теоретико-литературные и философские работы 1900-1920-х годов
      Письма к брату ... 13
      Видение поэта ... 30
      Демоны глухонемые ... 110
      Человек, пожелавший счастья ... 124
      Пальмира ... 134
      Человек, одержимый Богом ... 141

    Раздел 2. Канун и эпоха Первой мировой войны
      На разные темы ... 147
      Второй год войны ... 190
      Урок войны ... 193
      Безумное молчание ... 195
      Сказка и быль ... 199
      Закон Фехнера ... 203
      Религия прогресса ... 207
      Закон и норма ... 212
      О сознательном и бессознательном патриотизме ... 220

    Раздел 3. Статьи, полемические заметки и рецензии разных лет
      <0 творчестве А. П. Чехова> ... 229
      «Иванов» на сцене Художественного театра ... 242
      <0 «Жизни Василия Фивейского» Л. Андреева> ... 249
      Рецензия на книгу: Л. Войтоловский. Текущий момент и текущая литература ... 264
      Рецензия на книгу: Рене Вормс. Мораль Спинозы. Изучение ее принципов и влияния, произведенного ею в новейшие времена ... 268
      Рецензия на книгу: Эмиль Бутру. Вильям Джемс и религиозный опыт ... 273
      Ответ П. Б. Струве (По поводу «Исторических Записок») ... 280
      К юбилею М. В. Ломоносова ... 290
      Рецензия на книгу: А. М. Скворцов. – Д. Г. Левицкий, 1735-1822 ... 294

    Н. Н. Смирнова.
      Исследовательские принципы и язык М. О. Гершензона-теоретика ... 299

    Указатель имён (сост. И. И. Ремезова) ... 329


    Наталия Гершензон-Чегодаева. Книга "Первые шаги жизненного пути: воспоминания дочери Михаила Гершензона" (2000) (doc-rar 171 kb) – прислал Юлий Давидов – ноябрь 2003

    Фотоальбом к книге "Первые шаги жизненного пути: воспоминания дочери Михаила Гершензона"

      Впервые публикуемая мемуарная книга Наталии Михайловны Гершензон-Чегодаевой (1907-1977) имеет двойную ценность.
      Во-первых, это рассказ о жизни и взрослении одной юной москвички с Арбата в первой четверти XX века, рассказ удивительно интересный и уже потому вполне самодостаточный.
      Во-вторых, потому, что эта девочка была дочерью Михаила Гершензона; он был ее главным героем и стал основным действующим лицом ее воспоминаний.
      Текст печатается по рукописи, хранящейся в личном архиве внучки М.О.Гершензона Марии Андреевны Чегодаевой, которая любезно передала права на его издание Захарову и написала по его просьбе несколько биографических очерков об основных персонажах мемуаров ее матери – они печатаются в приложении.
      Фотографии в этой книге – из того же архива и почти все публикуются впервые.
      В качестве вступительной статьи в книге опубликован – и тоже впервые – биографический очерк о Гершензоне, принадлежащий перу брата его жены А. Б. Гольденвейзера – знаменитого пианиста, профессора Московской консерватории, народного артиста СССР. Текст очерка извлечен из большой мемуарной книги Александра Борисовича, которую издатель планирует выпустить в ближайшее время.
      И, наконец, чтобы разобраться, «кто чей дядя», на первом форзаце книги дается генеалогическое древо Гершензонов-Гольденвейзеров-Чегодаевых.
      (От издателя)

    Страничка создана 8 ноября 2003.
    Последнее обновление 9 февраля 2022.
Дизайн и разработка © Титиевский Виталий, 2005-2022.
MSIECP 800x600, 1024x768