Библиотека Александра Белоусенко

На главную
 
Книжная полка
 
Русская проза
 
Зарубежная проза
 
ГУЛаг и диссиденты
 
КГБ-ФСБ
 
Публицистика
 
Серебряный век
 
Воспоминания
 
Биографии и ЖЗЛ
 
История
 
Литературоведение
 
Люди искусства
 
Поэзия
 
Сатира и юмор
 
Драматургия
 
Подарочные издания
 
Для детей
 
XIX век
 
Японская лит-ра
 
Архив
 
О нас
 
Обратная связь:
belousenko@yahoo.com
 

Библиотека Im-Werden (Мюнхен)

 

Рид Иосифович ГРАЧЁВ
(имя собств. Вите)
(1935-2004)

  ГРАЧЁВ (собств. ВИТЕ) Рид Иосифович родился 18 июля 1935 в Ленинграде. Отца не знал. Мать, Маули Арсеньевна Вите, работала в заводских газетах, дружила с поэтессой Ольгой Берггольц. После смерти матери в первую блокадную зиму 1941 попал в детский дом, с которым был эвакуирован на Урал. В 1949-53 жил в семье дяди; самостоятельно занимался французским языком.
  В 1953 поступил на филфак ЛГУ. В годы учебы познакомился с М. Красильниковым, В. Уфляндом, В. Крейденковым, В. Герасимовым. Дипломную работу посвятил журналу «Мир искусства».
  По окончании ЛГУ год работал корреспондентом комсомольской газеты в Риге, затем вернулся в Ленинград. В 1960 опубликовал первый рассказ – «Песни на рассвете» в сборнике «Начало пути». Вскоре стал известен как писателям старшего поколения – В. Пановой, Д. Дару, Т. Хмельницкой, Н. Берковскому, Л. Гинзбург, Е. Эткинду (последний привлек его к работе над книгой «Писатели Франции»), так и широкому кругу молодых писателей – А. Битову, М. Данини, И. Бродскому, Б. Иванову, А. Кушнеру, Г. Горбовскому и др. Проповедовал радикальные нонконформистские взгляды на роль и место писателя в обществе; во второй половине 1960-х изложил их в своих эссе.
  В рассказах, написанных в первой половине 1960-х, преобладают три темы. Одна из них – тема детей, получающих первые уроки бездушия, тупого следования воспитательным правилам взрослых, которые сами являются жертвами социального и духовного мира (цикл «Дети без отцов»). Вторая – разъединенность людей в советском социуме, жизнь человека, лишенного уважения к личности, без которого социальный мир становится неисправимо уродливым (рассказы «Снабсбыт», «Дом стоял на окраине», «Частные дрова», «Зуб болит», «Помидоры»), Третья тема – робкое пробуждение личностного сознания («Будни Логинова»), В повести «Адамчик» (1964; опубликована в журнале «Часы») пересекаются все три темы.
  В эти же годы переводил очерки А. де Сент-Экзюпери, составил комментарии к его однотомнику. Публикация очерка Сент-Экзюпери «Военный летчик» с купюрами (без уведомления об этом читателей) стала поводом для его статьи «Присутствие духа» в «Литературной газете», которая принесла ему известность. Писал стихи.
  Литературные заработки были мизерными и случайными. Надежды на публикацию повести «Адамчик» не оправдались – текст, уже набранный в типографии, был уничтожен. В результате душевного срыва оказался в больнице. Здесь переводил «Миф о Сизифе» А. Камю.
  Благодаря поддержке писателей старшего поколения в 1967 выпустил книгу «Где твой дом» (из ее первоначального состава было исключено большинство произведений) и был принят в Союз писателей.
  Во второй половине 1960-х написал серию эссе, большинство из которых вошло в однотомник «Ничей брат», выпущенный только в 1994. В них получила развитие литературоцентристская точка зрения на духовное и моральное состояние общества, затрагиваются проблемы интеллигенции и гражданской ответственности, впервые в нашей литературе звучит подход к проблеме личности с экзистенциальных позиций.
  В начале 1970-х из-за болезни отошел от творческой деятельности. Несколько произведений были опубликованы в самиздате (журнал «Часы», сборник «Лепта») и за границей. Стал одним из прототипов главного героя (Шведова) повести Б. Иванова «Подонок», выведен (под именем Мор) в прозе «Туда и обратно» А. Жмаева, упоминается в записках Г. Горбовского и С. Довлатова.

  Соч.:
  Острова; Самиздат века; У Голубой Лагуны, 5 А.
  Стихи // Часы. № 3 (1976); Новая газета (СПб.). 1991. 23-29 окт.
  Адамчик: Повесть // Часы. № 2 (1976); Эхо. 1980. №2.
  Рассказы // Часы. №3 (1976).
  Бессмертие Логинова // Эхо. 1980. №4.
  Разве просит арум у болота милостыни? // Соло. 1991. №6.
  Стихотворения и эссе // Звезда. 1994. №2.

  Книги:
  Где твой дом: Рассказы. М.; Л.: Сов. писатель, 1967.
  Ничей брат: Эссе, рассказы / Послесл. Я. Гордина. М.: Слово, 1994.

  + Free Voices.
  Связан фамильно (С А. Битовым беседует Е. Шкловский) // Искусство Ленинграда. 1990. №2.
  Сухих И. [Реп. на кн. «Ничей брат»] // Нева. 1992. №7.
  Иванов Б. Рид Грачёв – неизвестный солдат шестидесятых // Звезда. 1994. №2.
  Карасти Р. Жертвы обстоятельств // Звезда. 1999. №3.
  Иванов Б. Рид Грачёв // ИЛНЛ. СПб., 2000.
  Гордин Я. Перекличка во мраке. Иосиф Бродский и его собеседники. СПб., 2000.
  (Из энциклопедии "Самиздат Ленинграда")


  Рид Грачев – один из самых талантливых литераторов нашего поколения. Р. Грачев, И. Ефимов, В. Марамзин, С. Довлатов – о Бродском я уже не говорю – наряду с Кушнером, Поповым, Соснорой и другими были бы сейчас костяком ленинградской литературы, ее мотором, ее гордостью, если бы по ним не проехался каток нашей прежней издательской политики и не сломал их судьбы – у каждого по-своему.
  Я помню, с каким восхищением относилась к прозе Грачева Вера Федоровна Панова, весьма суровая в оценках.
  Издевательское, мучительное прохождение первой и единственной книги Грачева, выпущенной "Советским писателем" двадцать пять лет назад, то, как книга таяла на глазах и в конце концов перестала быть книгой, а превратилась в тоненькую брошюру; унижения, связанные с этой процедурой, появление брошюры, совершенно не представляющей автора, контраст между сложившейся уже литературной репутацией и тем, что получил читатель, – все это сыграло тяжкую роль в судьбе Грачева, человека чрезвычайно тонкой душевной организации, нервного, уязвимого и знающего себе цену. Впрочем, цену ему знали и другие...
  (Из послесловия Якова Гордина)


    Произведения:

    Сборник "Письмо заложнику. Сочинения" (2013, 656 стр.) (pdf 17,6 mb) – июль 2023
      – OCR: Александр Белоусенко (Сиэтл, США)

      Рид Грачёв стоит у истоков новой ленинградской литературы конца 1950-х – начала 1960-х годов. Его влияние на молодое поколение той эпохи было едва ли не определяющим, хотя внешне литературных успехов он добился небольших: выпустил всего один маленький сборник прозы «Где твой дом» (1967), и тот нещадно урезанный в процессе публикации. Несколько значительнее были его достижения в области перевода. В 1960-е годы с самыми волнующими тогдашнего читателя именами Антуана де Сент-Экзюпери и Альбера Камю знакомились во многом благодаря Грачёву. К сожалению, душевный недуг – следствие литературной и житейской неустроенности и гонений – надломил его душевную жизнь, и большую часть дальнейших лет писатель провёл в сумеречном состоянии.
      Книга Рида Грачёва знакомит читателя с его наиболее значительными произведениями – прозаическими, поэтическими и эссеистическими. Это почти полное собрание его сочинений, в значительной части извлечённых из архива писателя.
      (Аннотация издательства)

    Содержание:

    Борис Иванов. Легенда шестидесятых – Рид Грачёв ... 5

    Рассказы

    Дом стоял на окраине ... 85
    Песни на рассвете ... 96
    Облако ... 105
    Мария ... 131
    Частные дрова ... 136
    Помидоры ... 145
    Молодость ... 152
    Диспут о счастье ... 159
    Колокольчики ... 163
    Машина ... 167
    Нет голоса ... 170
    Победа ... 175
    Одно лето ... 181
    Подозрение ... 192
    Посторонний ... 205
    Ничей брат ... 229
    Зуб болит ... 247
    Адамчик ... 259
    Научный случай ... 298
    Снабсбыт ... 309
    Кошка и мы ... 352
    Будни Логинова ... 357
    Некоторое время ... 378

    Стихотворения ... 399-416

    Эссе ... 417-634

    Биографическая канва ... 635
    Комментарии ... 641


    Сборник рассказов "Ничей брат" (doc-rar 182 kb) – январь 2006
      – OCR: Яков Кесельман (Чикаго)

      Кому выпали посох и сума, кому – труд и глад, а Риду Грачёву досталась та же участь, что Батюшкову, горчайшая из всех, как думал Пушкин. Тридцать с лишним лет прошли со времени пронзительного дебюта, четверть века назад увидела свет первая и единственная, изуродованная цензурой книга Рида Грачёва, и уже два десятилетия он живёт, не участвуя в литературе, не участвуя ни в чём и почти ни с кем не говоря. Он в другом измерении, в другой галактике ценностей – бездомной, страшной.
      В этой книге собрано всё, что удалось собрать.
      (Аннотация издательства)

    Содержание:

    ДЕТИ БЕЗ ОТЦОВ

    Машина
    Нет голоса
    Победа
    Одно лето
    Подозрение
    Ничей брат
    Посторонний
    Дом стоял на окраине
    Частные дрова
    Мария
    Зуб болит
    Адамчик. Повесть
    Песни на рассвете
    Колокольчики
    Молодость
    Диспут о счастье
    Научный случай
    Снабсбыт
    Кошка и мы
    Помидоры
    Будни Логинова
    Некоторое время
    Долгое отсутствие. Яков Гордин

    Страничка создана 5 января 2006.
    Последнее обновление 18 июля 2023.
Дизайн и разработка © Титиевский Виталий, 2005-2023.
MSIECP 800x600, 1024x768