Библиотека Александра Белоусенко

На главную
 
Книжная полка
 
Русская проза
 
Зарубежная проза
 
ГУЛаг и диссиденты
 
КГБ-ФСБ
 
Публицистика
 
Серебряный век
 
Воспоминания
 
Биографии и ЖЗЛ
 
История
 
Литературоведение
 
Люди искусства
 
Поэзия
 
Сатира и юмор
 
Драматургия
 
Подарочные издания
 
Для детей
 
XIX век
 
Японская лит-ра
 
Архив
 
О нас
 
Обратная связь:
belousenko@yahoo.com
 

Библиотека Im-Werden (Мюнхен)

 

Джек ЛОНДОН
(англ. Jack London)
(1876-1916)

  Джек Ло́ндон (англ. Jack London; при рождении Джон Гри́ффит Че́йни, John Griffith Chaney; 12 января 1876, Сан-Франциско, Калифорния – 22 ноября 1916, Глен-Эллен, Калифорния – американский писатель и журналист, военный корреспондент, общественный деятель, социалист. Наиболее известен как автор приключенческих рассказов и романов.
  Джек Лондон родился 12 января 1876 года в Сан-Франциско, штат Калифорния. Факт его появления на свет ознаменовался большой шумихой. Мать Джона, Флора Веллман, была большой поклонницей эзотерики. Она увлеклась Уильямом Чейни, который был одним из самых известных в Америке профессоров магии и астрологии. Когда Флора узнала о беременности, Чейни стал настаивать на аборте, чем сподвиг эксцентричную возлюбленную на отчаянный шаг: Флора попыталась застрелиться, но лишь слегка ранила себя. В обществе поднялся большой скандал, и опороченный Чейни навсегда покинул город. В будущем Джек Лондон пытался наладить с ним контакт, но Чейни наотрез отказывался признать своё отцовство.
  После рождения ребёнка Флора поручила его своей рабыне Дженни Принстер. Так темнокожая нянька заменила мальчику мать, и он всегда вспоминал о ней с большой теплотой. Вскоре Флора вышла замуж за ветерана Гражданской войны в США, Джона Лондона, который оказался очень хорошим человеком. Он стал для маленького Джона настоящим отцом и никогда не давал ему понять, что он чужой.
  С раннего возраста Джон любил, чтобы его называли Джек (сокращенный вариант имени Джон), и это имя закрепилось за ним на всю жизнь. В школьные годы мальчик не на шутку увлёкся чтением, и был самым частым посетителем местной библиотеки.
  После окончания начальной школы 14-летний Джек Лондон не смог продолжить образование, поскольку его семья жила на грани нищеты. После изнурительной работы на заводе он понял самое главное: он не желал превращаться в «рабочую скотину». Заняв у няни денег, он купил подержанную шхуну и вместе с друзьями занялся нелегальным бизнесом по продаже украденных устриц.
  Почувствовав любовь к морским приключениям, Лондон устроился на службу «рыбацкого патруля», который боролся с браконьерами. В 1893 году юный авантюрист нанялся матросом на промысловую шхуну, которая отправилась к берегам Японии на ловлю котиков. Это плавание подарило Джеку массу ярких впечатлений, которые в дальнейшем легли в основу большинства его морских произведений.
  Литературный талант у Джека Лондона проснулся ещё в школьные годы, когда он лучше всех писал сочинения. Однако тяжёлая жизнь, вынуждавшая юношу помногу работать, не оставляла времени для творчества. Однажды местная газета назначила денежную премию за лучший рассказ, и произведение Джека Лондона заняло первое место. Окрылённый успехом, он принял важное для себя решение – посвятить жизнь литературе.
  Джек принялся за написание рассказов, но они оказались никому не нужны. Тогда в 1897 году он отправился на Аляску в поисках золота. Это решение оказалось неудачным: вместо слитков он подхватил цингу, от которой долго не мог избавиться.
  Накопив богатый жизненный опыт, Джек Лондон всерьёз принялся за литературный труд. Из-под его пера вышли «Северные рассказы», «Зов предков», «Белый клык», «Мартин Иден», «Время-не-ждёт» и многие другие произведения, которые прославили его на весь мир. Сам Лондон считал лучшей своей работой роман «Маленькая хозяйка большого дома».
  В своих произведениях Лондон стремился показать человека в нестандартной, сложной ситуации, на изломе собственной судьбы, когда от решительных действий и веры в себя зависит дальнейшая его жизнь. Для творчества Джека Лондона характерно реалистическое описание обстоятельств, которые дополняются авантюрным духом приключений и романтики.
  В 1900 году Джек Лондон женился на Бэсси Маддерн, которая родила ему двух дочерей. Однако брак был недолгим, и в 1905 году писатель ушёл из семьи и женился на Чармиан Киттредж.
  В биографии Джека Лондона наступил момент, когда он стал испытывать отвращение к писательскому труду. На этой почве он стал злоупотреблять алкоголем, что негативно сказалось на его здоровье. Страдая от заболевания почек, писатель в качестве обезболивающего использовал морфий. От его передозировки он и скончался 22 ноября 1916 года. Последним романом Джека Лондона стала книга «Сердца трёх», опубликованная посмертно в 1920 году.
  (Из проекта "Obrazovaka.ru")


    Произведения:

    Ирвинг Стоун. Книга "Моряк в седле: Биография Джека Лондона" (1960, 411 стр. / пер. с англ. М. Кана) (pdf 18 mb) – январь 2024
      – копия из библиотеки "Maxima Library"

      Это история о Джеке Лондоне, рассказанная его собственными словами с присущими только ему неподражаемым колоритом, характером и драматизмом. Там, где Джек говорит о себе, ни один биограф не смог бы сказать лучше.
      «Моряк в седле» основан на материале пятидесяти опубликованных книг Лондона и двухсот тысяч писем, черновых рукописей, документов, дневников. Все это – сам Джек Лондон; это – рассказ о том, как он работал, любил и боролся.
      Ирвинг Стоун

      Фрагменты из книги:

      "Но, вероятно, самое большое впечатление произвёл на Джека всё-таки Фридрих Ницше, судьба которого была сродни его собственной. Ницше, сын пастора, пострадал от необузданного рвения святош не меньше, чем Джек от безудержного увлечения матери зловещим ритуалом спиритических сеансов. Вот почему Джек восставал против всяческих проявлений религиозного чувства, против веры в сверхъестественные силы, в потустороннюю жизнь, в бога, правящего вселенной: «Я верю, что после смерти от меня останется не больше, чем от самой ничтожной мошки, раздавленной рукою человека». Христианскую религию он считал чистым вымыслом, скрытым под нагромождением пустых обрядов. Он был убеждён, что религия – всякая и всяческая – злейший враг человека, ибо она притупляет мозг, одурманивает его догмами, вынуждает слепо принимать всё на веру, парализует самостоятельную мысль. Религия не даёт человеку чувствовать себя хозяином на своей планете – следовательно, мешает ему улучшить жизнь. У Ницше Джек нашёл подтверждение всем своим мыслям о мишуре, лицемерии и фальши религии. Больше не оставалось сомнений, что Ницше вырыл могилу для христианства, – так блистательно всё это было изложено.
      Там же, у Ницше, он обнаружил теорию сверхчеловека – существа, превосходящего своих собратьев умом, ростом, силой, способного преодолеть все преграды и повелевать толпой. Философия сверхчеловека пришлась Джеку по вкусу, потому что самого себя он считал сверхчеловеком, гигантом, который опрокинет все преграды, чтобы в конце концов повести за собой толпу. Его, очевидно, не смущал тот факт, что философия, провозглашающая господство сверхчеловека, внушила его создателю отвращение к социализму как власти слабых и бездарных и привела Ницше к осуждению тред-юнионов, так как они внушают рабочим недовольство своей судьбой. Джек будет исповедовать социализм и ницшеанство одновременно, если даже они взаимно исключают друг друга. Всю жизнь он оставался индивидуалистом и социалистом; индивидуализм был нужен ему для себя – он ведь сверхчеловек, белокурая бестия, победитель, а социализм – для тех, кто слаб и нуждается в защите, для масс. Не один год ухитрился Джек проскакать на этих двух философских рысаках, хотя они тянули в разные стороны."

    * * *

      "Почти все друзья занимали у него деньги – и не один раз, а систематически. Ни одного доллара он не получил обратно. Тысячи людей писали ему с просьбой выслать денег; львиную долю этих просьб он удовлетворял. Какие-то совершенно незнакомые писатели просили субсидировать их, пока они не закончат свои романы; он ежемесячно переводил им чеки. Когда у социалистических и рабочих газет бывали финансовые осложнения, что случалось почти непрерывно, он бесплатно посылал им свои очерки и рассказы, подписывался на эти газеты для себя и для друзей. Когда социалистических или профсоюзных деятелей брали под арест, он посылал деньги, чтобы пригласить адвоката. Когда из-за нехватки средств забастовке грозил провал, на его деньги открывались бесплатные столовые. Когда он случайно услышал, что в Австралии живёт женщина, потерявшая во время мировой войны обоих сыновей, он без всяких просьб стал ежемесячно высылать ей пятьдесят долларов и делал это до самой смерти. Когда какая-то старушка с гор штата Нью-Йорк написала ему, что терпит пытки бедности, а у Джека в это время не было на счету ни единого доллара, он засыпал Брета душераздирающими письмами, умоляя послать несчастной денег в счёт будущих гонораров. Когда в Сан-Франциско задумали открыть оперную студию, он обязался ежемесячно давать определённую сумму на её нужды. Когда незнакомый товарищ-социалист из Орегона написал, что везёт беременную жену и четверых детей, чтобы оставить их на ранчо, пока сам будет лечиться от туберкулеза в Аризоне, Джек послал в ответ телеграмму, что остановиться негде: нет не то что свободного коттеджа – ни одной кровати. Но семейство уже уехало из Орегона. Когда они явились на ранчо, Джек, не сказав ни слова о телеграмме, всё-таки разыскал для них коттедж, кормил всю семью, заботился о ней, наладил необходимую помощь, когда пришёл срок появления на свет пятого ребёнка, а через шесть месяцев, когда отец семейства вернулся из Аризоны, вручил ему жену и детишек в целости и сохранности."

    * * *

      "Наконец 18 августа наступил день уборки. Электрики завершили проводку, кончили работу плотники и водопроводчики. Рабочие Форни ходили по дому, подбирая пропитанную скипидаром ветошь, которой они протирали деревянные части строения. На другое утро бригада рабочих поможет Джеку и Чармиан переехать в новый дом. В тот вечер Форни до одиннадцати проработал вместе с Джеком в старом доме и потом потащился мимо Дома Волка к себе. Около двух часов ночи его разбудил фермер-сосед, ворвавшийся с криком:
      – Форни, горит! Дом Волка горит!
      Когда Форни достиг каньона, весь Дом Волка был объят пламенем.
      Через несколько минут прибежал Джек – запыхавшийся, с развевающимися волосами. На бугре, где он, бывало, распевал песни и пил вино с рабочими-итальянцами, он остановился как вкопанный. Перед ним с рёвом бушевал адский огонь; горели все части дома одновременно. Стояла середина августа; воды не было. Ему ничего не оставалось делать, как стоять с мокрым от слёз лицом и глядеть, как рушится ещё одна заветная мечта его жизни.
      Горели все деревянные конструкции, даже подоконники были охвачены странным синеватым пламенем. Вокруг дома кольцом росли секвойи, а за ними были сложены штабелем доски – тоже секвойя, – приготовленные для отделки спальни Джека. Секвойи вокруг дома не загорелись, но доски, лежавшие позади, пылали. В поджоге подозревали многих. В анонимных письмах, приходивших на имя Джека, называли Шепарда, с которым разводилась Элиза, – он в тот самый день поссорился с Джеком. Кто-то видел недалеко от Дома Волка рабочего, которого Джек вышвырнул с ранчо за то, что тот избил жену; кое-кто думал, что дом поджёг он. Называли десятника – человека вспыльчивого и неприятного. Да и кого только не обвиняли: и Форни, и завистников-социалистов, и чем-нибудь обиженных бродяг. По мнению Форни, пожар явился следствием самовоспламенения – быть может, вспыхнули пропитанные скипидаром тряпки, которыми протирали деревянные части. Да, но тогда непонятно, почему сразу загорелся весь дом. Если бы пожар начался в какой-то одной комнате, каменные стены помешали бы ему распространиться. Все комнаты могли бы загореться одновременно из-за неисправности в электропроводке, если бы был включён ток... но ведь к штабелю за кольцом секвой, окружавших дом, не шли провода.
      Джек был убеждён, что дом подожгла чья-то рука – если не человека, то судьбы, не желавшей, чтобы он насладился плодами своей работы; судьбы, считавшей, что социалисту не подобает жить в замке. За эту долгую горькую ночь он заговорил всего два раза. Когда пожар был в самом разгаре, он прошептал:
      – Я охотно предпочту быть тем, у кого сожгли дом, чем поджигателем.
      На заре, когда от дома остался лишь наружный каменный каркас, сложенный, чтобы простоять века, он спокойно произнес:
      – Форни, завтра начнём строить заново.
      Он так и не выстроил Дом Волка заново. Что-то в его сердце сгорело в ту ночь и погибло безвозвратно."


    Роберт Балтроп. Книга "Джек Лондон: Человек, писатель, бунтарь" (1981, 208 стр. / пер. с англ. Г. Анджапаридзе) (pdf 1,3 mb) – январь 2024
      – OCR: Александр Продан (Кишинёв, Молдова)

      Книга Роберта Балтропа – литературная биография всемирно известного американского писателя Джека Лондона, тщательно исследующая многие факты его жизни и творчества.
      (Аннотация издательства)

      Книга, которую читатель держит в руках, не совсем обычна, потому что её написал не критик и даже, строго говоря, не профессиональный литератор. В авторском введении Р. Балтроп подробно рассказывает, как он задумал и осуществил свою работу, долгие годы накапливая материалы о Джеке Лондоне, перечитывай голубенькие томики его собрания сочинений, изданного полвека назад. Постепенно яркая индивидуальность Лондона раскрывалась перед ним всё отчётливее, Р. Балтроп проникал в противоречия и парадоксы этой удивительной творческой биографии.
      Он обратился к критике, к литературным справочникам и не почерпнул для себя почти ничего. Ведь всего несколько лет назад о создателе «Мартина Идена» упоминали в англоязычных справочниках разве что как о рядовом беллетристе начала века, в своё время имевшем шумный, но незаслуженный успех, а потом по справедливости забытом. Специальных работ о Лондоне вплоть до 60-х годов на Западе было мало, да и носили они либо чисто популяризаторский, либо слишком уж специальный (как правило, сугубо биографический) характер. Даже и сегодня лучшей из книг о Джеке Лондоне остаётся книга его дочери Джоан, появившаяся сорок лет назад.
      (Из предисловия автора)

    Оглавление:

    Предисловие
    1. Детство, которого не было ... 23
    2. Достоинство труда ... 42
    3. Дорога ... 52
    4. Колледж и Клондайк ... 66
    5. Исполнение желаний ... 81
    6. На краю бездны ... 94
    7. Успех и Чармиан ... 108
    8. Личное «я» ... 120
    9. Перелом: «Железная пята» ... 134
    10. Путешествие на «Снарке» ... 145
    11. Закат счастливой звезды ... 157
    12. Отречение ... 169
    13. На пороге смерти ... 180
    14. То, на чем зиждется слава ... 193

    Страничка создана 3 февраля 2024.
Дизайн и разработка © Титиевский Виталий, 2005-2024.
MSIECP 800x600, 1024x768