Библиотека Александра Белоусенко

На главную
 
Книжная полка
 
Русская проза
 
Зарубежная проза
 
ГУЛаг и диссиденты
 
КГБ-ФСБ
 
Публицистика
 
Серебряный век
 
Воспоминания
 
Биографии и ЖЗЛ
 
История
 
Литературоведение
 
Люди искусства
 
Поэзия
 
Сатира и юмор
 
Драматургия
 
Подарочные издания
 
Для детей
 
XIX век
 
Японская лит-ра
 
Архив
 
О нас
 
Обратная связь:
belousenko@yahoo.com
 

Библиотека Im-Werden (Мюнхен)

 

Циприан Камиль НОРВИД
(польск. Cyprian Kamil Norwid)
(1821-1883)

  Циприан Камиль Норвид (польск. Cyprian Kamil Norwid; 24 сентября 1821, д. Лясково-Глухы, Царство Польское – 23 мая 1883, Париж, Франция) – польский поэт, драматург, прозаик, живописец.
  Родился в имении матери в деревне Лясково-Глухы, в 40 км северо-восточнее Варшавы. Отец – из обедневшей шляхетской семьи с литовскими корнями. В апреле 1825 года умирает мать поэта. В июле 1835 года в варшавской долговой тюрьме умирает отец.
  В 1837 году уходит из пятого класса гимназии в частную школу живописи. В 1840 году дебютирует в печати.
  В 1842 году Норвид легально выехал в Дрезден, официально – для совершенствования в скульптурном искусстве, и остался в эмиграции. Жил в Венеции и Флоренции, в 1844 году обосновался в Риме. В Берлине посещал лекции в университете и собрания польских эмигрантов. В 1846 году был арестован и выслан из Пруссии. Жил в Брюсселе, затем в Риме, где познакомился с Адамом Мицкевичем и Зыгмунтом Красинским.
  В 1849-1852 годах жил в Париже, познакомился с Юлиушем Словацким и Фредериком Шопеном, также с И. С. Тургеневым и А. И. Герценом. Терпел нужду, страдал от непонимания критики и недоразумений в отношениях с окружающими людьми. Постепенно терял зрение и слух.
  При содействии Владислава Замойского в декабре 1852 года выехал в Лондон, а затем – в США. В 1853 году устроился в мастерской графика в Нью-Йорке, тяжело болел. Узнав о начале Крымской войны, предпринимал усилия для того, чтобы вернуться в Европу. Вернулся летом 1854 года в Лондон, поселился в бедном районе, зарабатывал на жизнь случайными работами.
  В 1855 году российские власти уведомили его о том, что считают его эмигрантом, и приговорили к изгнанию и конфискации имущества. В конце года Красинский помог ему перебраться в Париж.
  По возвращении в Париж удалось опубликовать несколько произведений. С февраля 1877 года жил в польском благотворительном приюте на окраине Парижа Иври, где и умер «всеми заброшенный и забытый». Прах поэта был перенесён в общую могилу безвестных польских скитальцев на кладбище Монморанси под Парижем. В 2001 г. земля с могилы, помещённая в урну, была захоронена в Вавельском соборе рядом с могилами Адама Мицкевича и Юлиуша Словацкого.
  Автор новелл («Ad leones!», 1883, и др.), поэм, драм. Среди лучших произведений Норвида – поэтический цикл «Vade mecum» (1865-1866), философская поэма «A Dorio ad Phrygium» (1871), трагедии «За кулисами» (1865-1866), «Клеопатра» (Kleopatra i Cezar, 1870-1872), «Перстень великосветской дамы» (Pierscien Wielkiej Damy, czyli Ex-machina Durejko, 1872).
  При жизни была опубликована незначительная часть его поэзии и прозы (многое из наследия утеряно). Признание получил посмертно, главным образом после того, как польский критик Зенон Пшесмыцкий «открыл» его в 1904 году, начав публиковать произведения и статьи о творчестве Норвида. Стал причисляться к крупнейшим польским поэтам наряду с Мицкевичем и Словацким, затмив Красиньского.
  Полное собрание сочинений вышло в одиннадцати томах (Варшава, 1971-1976).
  (Из "Википедии")


    Сборник "Стихотворения" (1972, 177 стр.; пер. с польского) (pdf 6,4 mb)
      (OCR: Александр Продан (Кишинёв, Молдова))

      Не думаю, что советского читателя следует посвящать в чрезвычайно сложную историю литературного наследия Циприана Норвида. Достаточно, вероятно, сказать, что крайняя недоброжелательность судьбы и чрезмерная скрупулёзность исследователей долгое время тяготели над этим наследием и долгое время препятствовали осуществлению издания полного собрания сочинений печального поэта. Но то, что уже есть, особенно вышедший недавно большой пятитомник избранных произведений и писем, даёт нам возможность уже теперь полностью осознать незаурядную ценность и огромное значение для польской литературы творчества этого писателя.
      Я назвал Норвида печальным поэтом, ибо, действительно, его личная жизнь и судьба его поэтических творений сложились исключительно несчастливо. Норвид, который сорок лет провёл на чужбине, постоянно борясь с нуждой, умер в Париже в 1883 году всеми заброшенный и забытый. Последние годы жизни он находился в приюте для неимущих польских эмигрантов в окружении, которое никак не соответствовало ни его культуре, ни его вкладу в поэзию. Никто из современников – и это было особенно трагично – не сознавал, что сделанное этим всеми покинутым человеком, есть писательский подвиг самого большого масштаба, имеющий принципиальное значение для всей польской литературы и для польской философии, имеющий значение общеевропейское...
      (Из предисловия Ярослава Ивашкевича)

    Страничка создана 20 декабря 2021.
Дизайн и разработка © Титиевский Виталий, 2005-2022.
MSIECP 800x600, 1024x768