Библиотека Александра Белоусенко

На главную
 
Книжная полка
 
Русская проза
 
Зарубежная проза
 
ГУЛаг и диссиденты
 
КГБ-ФСБ
 
Публицистика
 
Серебряный век
 
Воспоминания
 
Биографии и ЖЗЛ
 
История
 
Литературоведение
 
Люди искусства
 
Поэзия
 
Сатира и юмор
 
Драматургия
 
Подарочные издания
 
Для детей
 
XIX век
 
Японская лит-ра
 
Архив
 
О нас
 
Обратная связь:
belousenko@yahoo.com
 

Библиотека Im-Werden (Мюнхен)

 

Юрий Карлович ОЛЕША
(1899-1960)

  ОЛЕША, ЮРИЙ КАРЛОВИЧ (1899-1960), русский прозаик, драматург.
  Родился 19 февраля (3 марта) 1899 в Елисаветграде. Отец, обедневший польский дворянин, был акцизным чиновником. Благодаря матери атмосфера в семье была проникнута духом католицизма. В 1902 семья переехала в Одессу. В воспоминаниях Олеша писал: «В Одессе я научился считать себя близким к Западу. В детстве я жил как бы в Европе». Насыщенная культурная жизнь города способствовала воспитанию будущего писателя. Еще учась в гимназии, Олеша начал писать стихи. Стихотворение Кларимонда (1915) было опубликовано в газете «Южный вестник». По окончании гимназии в 1917 поступил в университет, где в течение двух лет изучал юриспруденцию. В Одессе вместе с В. Катаевым, Э. Багрицким, И. Ильфом образовал группу «Коллектив поэтов».
  В годы Гражданской войны Олеша оставался в Одессе, где в 1919 пережил смерть любимой сестры Ванды. В 1921 уехал из голодной Одессы в Харьков, где работал как журналист и печатал стихи в периодической печати. В 1922 родители Олеши получили возможность эмигрировать в Польшу.
  В 1922 Олеша переехал в Москву, писал фельетоны и статьи, подписывая их псевдонимом Зубило, для газеты железнодорожников «Гудок», с которой в то время сотрудничали М. Булгаков, Катаев, Ильф, Е. Петров и др. писатели.
  В 1924 Олеша написал свое первое прозаическое произведение – роман-сказку Три толстяка (опубл. 1928, иллюстрации М. Добужинского), посвятив его своей жене О. Г. Суок. Жанр сказки, мир которой естественно-гиперболичен, соответствовал потребности Олеши писать метафорическую прозу (в кругу литераторов его называли «королем метафор»). Роман Три толстяка был проникнут романтическим отношением автора к революции. Восприятие революции как счастья свойственно в Трех толстяках всем положительным героям – циркачке Суок, гимнасту Тибулу, оружейнику Просперо, доктору Гаспару Арнери.
  Сказка вызвала огромный читательский интерес и одновременно скептические отзывы официальной критики («призыва к борьбе, труду, героического примера дети Страны Советов здесь не найдут»). Дети и взрослые восхищались фантазией автора, своеобразием его метафорического стиля. В 1930 по заказу МХАТа Олеша сделал инсценировку Трех толстяков, которая до наших дней успешно идет во многих театрах мира. Роман и пьеса переведены на 17 языков. По сказке Олеши поставлен балет (муз. В. Оранского) и художественный фильм (реж. А. Баталов).
  Публикация в журнале «Красная новь» романа Зависть (1927) вызвала полемику в печати. Главный герой романа, интеллигент, мечтатель и поэт Николай Кавалеров, стал героем времени, своеобразным «лишним человеком» советской действительности. В противоположность целеустремленному и успешному колбаснику Андрею Бабичеву, неудачник Кавалеров не выглядел проигравшим. Нежелание и невозможность преуспевать в мире, живущем по античеловечным законам, делали образ Кавалерова автобиографическим, о чем Олеша написал в своих дневниковых записях. В романе Зависть Олеша создал метафору советского строя – образ колбасы как символ благополучия. В 1929 автор написал по этому роману пьесу Заговор чувств.
  Автобиографичен и образ главной героини пьесы Список благодеяний (1930) актрисы Елены Гончаровой. В 1931 переделанную по указанию цензуры пьесу начал репетировать Вс. Мейерхольд, однако спектакль вскоре был запрещен. Список благодеяний фактически был «списком преступлений» советской власти, в пьесе было выражено отношение автора к окружающей его действительности – к расстрелам, к запрету на частную жизнь и на право высказывать свое мнение, к бессмысленности творчества в стране, где разрушено общество и т.п. В дневнике Олеша записал: «Все опровергнуто, и все стало несериозно после того, как ценой нашей молодости, жизни – установлена единственная истина: революция».
  В 1930-е годы по заказу МХАТа Олеша писал пьесу, в основе которой лежала владевшая им мысль об отчаянии и нищете человека, у которого отнято все, кроме клички «писатель». Попытка выразить это ощущение была сделана Олешей в его речи на Первом съезде советских писателей (1934). Пьеса о нищем не была завершена. По сохранившимся черновикам режиссер М. Левитин поставил в 1986 в московском театре «Эрмитаж» спектакль Нищий, или Смерть Занда.
  В дальнейшем Олеша не писал цельных художественных произведений. В письме жене он объяснил свое состояние: «Просто та эстетика, которая является существом моего искусства, сейчас не нужна, даже враждебна – не против страны, а против банды установивших другую, подлую, антихудожественную эстетику». О том, что дар художника не был им утрачен, свидетельствуют многочисленные дневниковые записи Олеши, обладающие качествами подлинно художественной прозы.
  В годы сталинских репрессий были уничтожены многие друзья Олеши – Мейерхольд, Д. Святополк-Мирский, В. Стенич, И. Бабель, В. Нарбут и др.; сам он чудом избежал ареста. В 1936 на публикацию произведений Олеши и упоминание его имени в печати был наложен запрет, снятый властями только в 1956, когда была издана книга Избранные сочинения, переизданы Три толстяка и частично опубликованы в альманахе «Литературная Москва» дневниковые записи Ни дня без строчки.
  В годы войны Олеша был эвакуирован в Ашхабад, затем вернулся в Москву. Писатель с горечью называл себя в послевоенные годы «князем «Националя», имея в виду свой образ жизни. «Невроз эпохи», который остро ощущал писатель, выразился в неизлечимом алкоголизме. Тематика его дневников в 1950-е годы очень разнообразна. Олеша писал о встречах с Пастернаком, о смерти Бунина, об Утесове и Зощенко, о собственной ушедшей молодости, о гастролях «Комеди Франсез» в Москве и т. д.
  Умер Олеша в Москве 10 мая 1960.
  (Из энциклопедии "Кругосвет"; на втором снимке: Автопортрет, 1940-е гг.)


    Произведения:

    "Книга прощания" (1999, 517 стр.) (pdf 27,4 mb) – май 2021
      – OCR: Давид Титиевский (Хайфа, Израиль)

     В шестидесятых годах вышла книга «Ни дня без строчки», составленная талантливым писателем и литературоведом Виктором Шкловским из дневниковых записей и фрагментов прозы Юрия Олеши. На протяжении более трети века она считалась «лицом» великолепного прозаика, мастера метафоры, о котором, в сушности, было известно не так уж много – официальная биография Олеши умещалась в несколько строк.
      «Книга прощания» также составлена из заметок Олеши, носящих преимущественно автобиографический характер, однако большинство из них не публиковалось никогда – в «Ни дня без строчки» они не могли войти по цензурным соображениям. В этих записях соседствуют оригинальные и острые трактовки событий «большой жизни» и лирическая исповедь, размышления о смысле жизни и литературном процессе.
      (Аннотация издательства)

    Содержание:

    О Юрии Карловиче Олеше и его книге, вышедшей без ведома автора. Предисловие Виолетты Гудковой ... 5
    КНИГА ПРОЩАНИЯ ... 25
    Примечания ... 443


    Сборник "Воспоминания о Юрии Олеше" (1975, 304 стр.; сост. О. Суок-Олеша и Е. Пельсон) (doc-rar 243 kb; pdf 19,5 mb) – апрель 2003, май 2020
      – OCR: Александр Продан (Кишинёв, Молдова)

      Юрий Олеша – один из талантливейших советских писателей. В сборнике воспоминаний о нем участвуют близко знавшие его современники. Здесь воспоминания известных писателей – В. Шкловского, Вл. Лидина, Л. Славина, Я. Смелякова – и деятелей искусства – балерины О. Лепешинской, актеров М. Яншина и Б. Ливанова, известного спортсмена А. Старостина и многих других.
      (Аннотация издательства)

    Содержание:

    Лев Славин, Борис Бобович, Зинаида Шишова, Василий Комарденков, И. Овчинников, A. Старостин, Лев Никулин, Михаил Зорин, Сергей Герасимов, П. Марков, М. Яншин, Б. Ливанов, B. Бендина, М. Горюнов, О. Лепешинская, Е. Габрилович, A. Тышлер, B. Брумберг И З. Брумберг, Филипп Гопп, А. Мачерет, Вл. Лидин, Константин Паустовский, A. Батров, Александр Аборский, М. Киселева-Шумова, B. Ардов, И. Рахтанов, Лев Озеров, Я. Смеляков, Виктор Перцов, Ирина Полянская, Вдадимир Огнев, Александр Гладков, И. Глан, Э. Казакевич, Виктор Шкловский


    Аркадий Белинков. Книга "Сдача и гибель советского интеллигента. Юрий Олеша" (1976, 1997, 688 стр.) (doc-rar 664 kb; pdf 21 mb) – декабрь 2002, ноябрь 2022
      – OCR: Александр Белоусенко (Сиэтл, США) и копия из библиотеки "ImWerden"

      Аркадий Викторович Белинков (1921-1970) бывший член Союза Писателей СССР, профессор Индианского и лектор Йельского университетов пережил фронт, смертный приговор за ненапечатанную книгу «Черновик чувств. Антисоветский роман», провёл тринадцать лет в лагерях Северного Казахстана, столько же сопротивлялся цензуре, напечатал книгу «Юрий Тынянов», бежал из СССР, умер через два года после эмиграции в США.
      Книга «Сдача и гибель советского интеллигента. Юрий Олеша» была начата в 1958 г. в период «оттепели». Более пяти лет издательство «Искусство» вынуждало автора к уступкам, а он многократно переписывал книгу, стараясь обмануть бдительность редакторов. Одновременно А. Белинков готовил рукопись для публикации за границей, сохраняя места, выброшенные редакторами, и добавляя новые страницы. В 1968 г. журнал «Байкал» (№№ 1, 2) начал печатать отрывки из книги, впоследствии вышедшие в самиздате, как и сама книга. Печатание отрывков было прервано из-за разгромных статей в «Литературной газете». Для А. Белинкова это означало конец литературной деятельности в своей стране или приспособленчество, сдачу.
      Он бежит за границу...
      (Из предисловия)

    Оглавление:

    «Я пришел домой и увидел на двери нашей комнаты приколотую записку» ... 5
    Образ мира ... 19
    Первая книга о Толстяках ... 51
    Поэт и Толстяк ... 184
    Цветок, садовник, узник и каменщик ... 261
    Проглоченная флейта ... 297
    «Собирайте металлолом!» ... 411
    Смерть Поэта ... 610


    Сборник "Избранное" (1974, 576 стр.) (pdf 24,6 mb) – ноябрь 2020
      – OCR: Александр Продан (Кишинёв, Молдова)

      В «Избранное» Юрия Карловича Олеши (1899-1960) включены известный роман «Зависть», сказка для детей «Три толстяка», рассказы, книга воспоминаний и размышлений «Ни дня без строчки», киносценарий «Строгий юноша».
      (Аннотация издательства)

    Содержание:

    В. Шкловский. Глубокое бурение ... 3
    ЗАВИСТЬ. Роман ... 13
    ТРИ ТОЛСТЯКА. Роман для детей ... 97

    РАССКАЗЫ

    Лиомпа ... 191
    Легенда ... 194
    Любовь ... 198
    Цепь ... 203
    В цирке ... 207
    Пророк ... 211
    Вишнёвая косточка ... 214
    Я смотрю в прошлое ... 220
    Человеческий материал ... 226
    Мой знакомый ... 229
    В мире ... 233
    Альдебаран ... 240
    Кое-что из секретных записей попутчика Занда ... 246
    Разговор в парке ... 253
    Стадион в Одессе .... 255
    Первое мая ... 258
    Наташа ... 263
    Комсорг ... 265
    Три рассказа ... 268
    Зрелища ... 274
    Мы в центре города ... 278
    Туркмен ... 281
    Зеркальце ... 286
    Воспоминание ... 288
    Иволга ... 291
    Друзья ... 294

    СТРОГИЙ ЮНОША (Пьеса для кинематографа) ... 299
    НИ ДНЯ БЕЗ СТРОЧКИ ... 341
    Примечания В. Бадикова ... 559


    Книга "Прощание с миром. Из груды папок" (2013, 256 стр., монтаж Бориса Ямпольского) (pdf 3,7 mb) – июль 2021
      – копия из библиотеки "Maxima Library"

      Книга «Прощание с миром» представляет собой смелый литературоведческий эксперимент, объектом которого стало архивное наследие известного советского писателя Юрия Олеши (1899-1960). Ленинградский прозаик Борис Яковлевич Ямпольский (1921-2000) предпринял интересную попытку «перекомпоновать» опубликованные в неоднократно издававшейся книге «Ни дня без строчки» записки Олеши, предложив более литературно и психологически оправданный порядок составления этих разрозненных отрывков. «Монтаж» Ямпольского – это по сути своей попытка взглянуть на «листки из груды папок» как на законченное литературное произведение, обладающее внутренней цельностью и определённым сюжетом; попытка, которая, безусловно, способна придать вроде бы давно известной книге новый облик и вдохнуть в неё новую жизнь.
      Книга публикуется в редакции, представленной наследниками Б. Я. Ямпольского.
      Издание адресовано всем интересующимся историей отечественной литературы и судьбами её творцов.
      (Аннотация издательства)

    Содержание:

    Д. Я. Калугин. Писатель читает писателя ... 5
    Юрий Олеша. ПРОЩАНИЕ С МИРОМ ... 13
    Список фрагментов ... 242
    Вместо послесловия (Из письма Б. Ямпольского) ... 251

    Страничка создана 14 апреля 2003.
    Последнее обновление 20 июля 2021.
Дизайн и разработка © Титиевский Виталий, 2005-2023.
MSIECP 800x600, 1024x768