Библиотека Александра Белоусенко

На главную
 
Книжная полка
 
Русская проза
 
Зарубежная проза
 
ГУЛаг и диссиденты
 
КГБ-ФСБ
 
Публицистика
 
Серебряный век
 
Воспоминания
 
Биографии и ЖЗЛ
 
История
 
Литературоведение
 
Люди искусства
 
Поэзия
 
Сатира и юмор
 
Драматургия
 
Подарочные издания
 
Для детей
 
XIX век
 
Японская лит-ра
 
Архив
 
О нас
 
Обратная связь:
belousenko@yahoo.com
 

Библиотека Im-Werden (Мюнхен)

 

Авдотья (Евдокия) Яковлевна ПАНАЕВА
(урожд. Брянская, во втором браке Головачёва)
(1820-1893)

  ПАНАЕВА, АВДОТЬЯ (ЕВДОКИЯ) ЯКОВЛЕВНА (урожд. Брянская, во втором браке Головачёва; псевд. Н.Станицкий) (1820-1893), русская писательница.
  Родилась 31 июля (12 августа) 1820 в Петербурге в семье актёров Александринского театра. Получила домашнее образование, посещала балетный класс Петербургского театрального училища. В 1839 вышла замуж за И. И. Панаева, который, не в силах расстаться с холостяцкими привычками, сделал жизнь будущей писательницы весьма трудной. Красивая, умная и обходительная Панаева привлекала внимание многих гостей панаевского дома, в т.ч. Ф. М. Достоевского и Н. А. Некрасова, чьей гражданской женой она стала в 1845. Участие в 1848-1864 в работе журнала «Современник» (ведение отдела мод, чтение корректур и проч.) расширило круг литературных знакомств и привязанностей Панаевой (В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, которого она в числе немногих навещала в Петропавловской крепости, став затем крёстной матерью его сына Михаила; Н. А. Добролюбов и братья своего мужа).
  В «Иллюстрированном альманахе» (бесплатном приложении к журналу «Современник») в 1848 опубликовано её первое и лучшее произведение – автобиографическая повесть Семейство Тальниковых, рассказывающая о казарменно-безлюбовном домашнем воспитании и семейном деспотизме, запрещённая цензурой за «безнравственность и подрыв родительской власти» (затем впервые опубл. в 1928 со вступительной ст. К. И. Чуковского). Совместно с Некрасовым и, возможно, двоюродным братом мужа И. А. Панаевым написала роман Три страны света (отд. изд. 1849), сочетающий любовно-романтические и авантюрные сцены с социально-критической направленностью; при частичном участии Некрасова создан роман Мёртвое озеро (1851) о жизни актёров, окончательно определивший принадлежность Панаевой к «натуральной школе», в русле которой были написаны и другие опубликованные в «Современнике» многочисленные произведения, затрагивающие актуальные темы положения женщины, воспитания, семьи, любви и брака.
  Героини рассказов Панаевой (Неосторожное слово, Безобразный муж, оба 1848; Жена часового мастера, Пасека, оба 1849; Необдуманный шаг, 1850, Роман в петербургском полусвете, 1860, и др.) – жертвы неправильных социальных условий, неспособные противостоять им, нередко духовно искажаемые ими. В романе Мелочи жизни (1854) героиня приходит к убеждению в необходимости трудовой деятельности и борьбы с отживающими общественными предрассудками. Женщинам, изуродованным светским воспитанием, писательница противопоставляет цельные натуры, созревшие в деревенской глуши, среди простых, «естественных» людей, ведущих здоровый образ жизни труженика (повесть Степная барышня, 1855, и др.).
  В 1850 в соавторстве с Некрасовым, Д. В. Григоровичем, И. И. Панаевым и др. Панаева создаёт цикл Рассказы о житейских глупостях, печатавшийся в «Современнике» в 1850. В 1850-х годах участвует в борьбе «Современника» с дворянским либерализмом (повесть Домашний ад, 1857; роман Русские в Италии, 1858). Круг обозначенных вопросов, дополненных не менее значимыми проблемами жестокости помещиков-крепостников, бедственного положения сельских и городских «низов», равнодушия чиновников, бесплодности аристократически-интеллигентского прекраснодушия, питает и повести Панаевой Воздушные замки (1855), Фантазёрка (1864), рассказ Капризная женщина (1850), «физиологический очерк» Железная дорога между Петербургом и Москвою (1855), отмеченные характерными для её прозы утрированной драматичностью и экзальтацией в сочетании с публицистическими или нравоучительными авторскими отступлениями.
  Одно из значительных произведений Панаевой – роман Женская доля (1862), в сюжете которого отразились этапы жизни самой писательницы (неудачное замужество, нравственные испытания гражданского брака) и, в духе идей Чернышевского, процесс формирования «новых людей», лишенных домостроевских представлений о месте женщины в обществе и семье, свободных, разумных и уважающих достоинство друг друга.
  После смерти Панаева и разрыва с Некрасовым (одной из причин которого явилась сомнительная и нашумевшая история с многолетней невыплатой писательницей долгов по наследству первой жены Н. П. Огарёва, доверенным лицом которой она была) Панаева в 1864 вышла замуж за публициста А. Ф. Головачёва, в 1863-1865 – секретаря редакции «Современника», скончавшегося от туберкулеза в 1877, оставив Панаеву с малолетней дочерью, будущей писательницей Е. А. Нагродской (1866-1930), автором популярных в начале 20 в. «женских романов». Чувствуя себя «позабытым автором прошлой литературной эпохи», Панаева жила скудным литературным заработком, печатаясь главным образом в «Ниве» и её приложении (повесть История одного таланта, 1888; рассказы Дворняжка, Сироты, герои которых – петербургские труженики, отчаянно борющиеся с нуждой).
  Сохранившие широкого читателя вплоть до конца 20 в., мемуары Панаевой (Русские писатели и артисты. 1824-1870, 1889, отд. изд. 1890, полное изд. под ред. К. И. Чуковского под назв. Воспоминания, 1927) не лишены фактических неточностей (напр., описание мнимой встречи сотрудников «Современника» с Н. В. Гоголем, обстоятельства создания письма Белинского к Гоголю и ссоры Л. Н. Толстого с И. С. Тургеневым) и полемической тенденциозности (искаженные личной неприязнью характеристики В. П. Боткина, Тургенева, Григоровича), однако отличаются искренностью и занимательностью повествования, предлагая ценный материал для изучения общественной жизни России 1840-1860-х годов и запоминающиеся портреты многих видных деятелей отечественной культуры (в т.ч. Белинского, Добролюбова, Чернышевского, М. С. Щепкина, Т. Н. Грановского, М. А. Бакунина, М. В. Петрашевского, М. И. Глинки, А. Н. Верстовского, А. Е. Варламова).
  Умерла Панаева в Петербурге 30 марта (11 апреля) 1893.
  (Из энциклопедии "Кругосвет")


    Книга "Воспоминания" (1986, 527 стр.) (html 975 kb; pdf 11,2 mb) – сентябрь 2006, август 2023
      OCR: Слава Неверов и библиотека "ImWerden"

      Воспоминания русской писательницы Авдотьи Яковлевны Панаевой (1819-1893) охватывают четыре десятилетия русской общественной жизни.
      Ценность этих воспоминаний заключается в том, что они повествуют о замечательных русских писателях, группировавшихся вокруг «Современника», таких, как Белинский, Некрасов, Герцен, Чернышевский, Добролюбов, и другие.
      (Аннотация издательства)

      "Авдотья Яковлевна Панаева, написавшая эту книгу, была в течение пятнадцати лет гражданской женой Некрасова. Она деятельно помогала поэту в его редакционных и литературных работах, написала вместе с ним два романа «Три страны света» и «Мёртвое озеро». В литературную среду её ввёл её первый муж, известный журналист Ив. Ив. Панаев. И Некрасов, и Панаев были редакторами «Современника»; таким образом Авдотья Яковлевна имела драгоценную возможность почти ежедневно встречаться с замечательными русскими писателями, сотрудниками этого журнала. За её столом нередкими гостями были Белинский, Герцен, Салтыков-Щедрин, Лев Толстой, Тургенев, Гончаров, Чернышевский, Добролюбов, Писемский, Островский, Григорович. Трудно назвать выдающегося литератора сороковых, пятидесятых или шестидесятых годов, с которым она не была бы знакома. Едва ли был в России другой человек, который мог похвалиться таким обширным знакомством среди исторических русских людей. Многие из них любили её..."
      (Из предисловия К. Чуковского)

    Страничка создана 1 сентября 2006.
    Последнее обновление 22 августа 2023.
Дизайн и разработка © Титиевский Виталий, 2005-2023.
MSIECP 800x600, 1024x768