Библиотека Александра Белоусенко

На главную
 
Книжная полка
 
Русская проза
 
Зарубежная проза
 
ГУЛаг и диссиденты
 
КГБ-ФСБ
 
Публицистика
 
Серебряный век
 
Воспоминания
 
Биографии и ЖЗЛ
 
История
 
Литературоведение
 
Люди искусства
 
Поэзия
 
Сатира и юмор
 
Драматургия
 
Подарочные издания
 
Для детей
 
XIX век
 
Японская лит-ра
 
Архив
 
О нас
 
Обратная связь:
belousenko@yahoo.com
 

Библиотека Im-Werden (Мюнхен)

 

Эдит ПИАФ
(фр. Edith Piaf)
(имя собств. Эдит Джованна Гассьон,
фр. Edith Giovanna Gassion)
(1915-1963)

  Пиаф Эдит (фр. Edith Piaf; настоящее имя Эдит Джованна Гассьон, фр. Edith Giovanna Gassion) (1915–1963), французская певица и актриса.
  Родилась 19 декабря 1915 в Менильмонтане, одном из беднейших районов Парижа. По рассказам, это событие произошло прямо на улице Бельвиль под уличным фонарем. Урожденная Эдит Джованна Гассьон (Edith Giovanna Gassion). Названа в честь английской медсестры Эдит Кейвел, героини Первой мировой войны, расстреляной немцами. Дочь бродячего акробата Луи Альфонса Гассьона (Louis Alphonse Gassion, 1881–1944) и его жены Аннеты Мейлар (Annetta Giovanna Maillard, 1895–1945). Мать девочки имела смешаное итало-франко-марроканское происхождение. Родилась в Ливорно. Выступала в уличных кафе под псевдонимом Лина Марса. Иногда подрабатывала проституцией; злоупотребляла алкоголем.
  До года девочка находилась на попечении бабушки по материнской линии Эммы (Айши) Саид бен Мухаммед (1876–1930).
  В 1916 отец отправил её к своей матери, которая содержала небольшой публичный дом в городке Берней в Нормандии. С трёх до семи лет девочка слабо слышала и плохо видела из-за конъюнктивита. Проститутки проявляли о ней трогательную заботу и даже собрали деньги для паломничества к Святой Терезе. Обращение к высшим силам принесло ребенку чудесное исцеление.
  В 1922 Эдит начала участвовать в представлениях своего отца на улицах Парижа: собирала деньги и исполняла незамысловатые песенки. Вскоре пение стало для неё смыслом жизни. Позднее воспоминания юности отразились в песенном творчестве («Elle frequentait la Rue Pigalle», 1939) и др. В 1929 вместе со своей сводной сестрой Симон Берто (Simone Berteaut), по прозвищу Момон (Momone), снимала номер в дешёвой гостинице Гранд Отель де Клермон по улице Верон, 18. Часто меняла возлюбленных. От одного из них, рассыльного Луи Дюпонта в 1931 родила своего единственную дочь Марсель, которая умерла в возрасте двух лет от менингита. Находилась в зависимости от сутенера Альбера, который избивал её и отнимал большую часть выручки.
  В 1935 Эдит познакомилась с Луи Лепле (Louis Leplee), владельцем ночного клуба «Le Gerny» на Елисейских полях. Он по достоинству оценил её талант и преподал первые уроки актёрского мастерства. Луи Лепле создал оригинальный имидж певицы, главным атрибутом которого стало чёрное платье. Он же придумал сценический псевдоним Пиаф (Воробышек на парижском сленге). Имя очень точно подходило малышке Эдит: при росте 1,47 см, она обладала дерзким и бесстрашным нравом. Пиаф быстро приобрела известность, подружилась со знаменитым шансонье Морисом Шевалье, поэтом Жаком Боржеа и др. В январе 1936 Пиаф записала первые диски на студии «Polydor». В том же году началось её творческое содружество с композитором и автором текстов Маргерит Монно.
  Однако, успешная карьера едва не оборвалась, толком не начавшись. 6 апреля 1936 Луи Лепле был застрелен в своей квартире. Полиция задержала убийц и установила, что все они ранее были знакомы с Пиаф. На неё пало подозрение в соучастии преступления. Несмотря на недостаток доказательств, репутация Пиаф сильно пострадала. В этот трудный момент близким другом Пиаф стал бывший легионер и поэт Раймон Ассо (Raymond Asso, 1901–1968). Он резко ограничил её сомнительные связи, написал несколько песен («Un jeune homme chantait», «Paris Mediterranee» и др.). После того, как в 1939 Раймона Ассо призвали в армию, Пиаф сошлась с актёром и певцом Полем Мериссом (Paul Gustave Pierre Meurisse, 1912–1979). Вместе с ним исполнила главные роли в одноактной пьесе Жана Кокто «Равнодушная красавица» (1940).
  Во время оккупации Парижа Пиаф проживала в том же доме, где располагался респектабельный бордель для офицеров вермахта. Часто выступала в немецких воинских частях, за что впоследствии обвинялась в коллоборационизме.
  По словам самой Пиаф, она выполняла задания руководителей движения Сопротивления. После концертов в лагерях для военнопленных фотографировалась вместе с французскими солдатами, якобы, на память. Затем фотографии заключённых вклеивались в фальшивые паспорта и использовались для побегов.
  В послевоенные годы песни Пиаф завоевали всемирное признание. В 1947 она впервые побывала в Соединенных Штатах, затем совершила несколько триумфальных турне по Европе и Южной Америке. Пиаф восемь раз приглашалась в шоу Эда Салливана. В 1956 и 1957 выступала на сцене нью-йоркского Карнеги Холла. С 1955 её главной концертной площадкой в Париже являлся легендарный зал «Олимпия».
  Пиаф охотно протежировала молодым начинающим певцам, которые нередко становились её близкими друзьями. Так, в 1944 она вывела на сцену Ива Монтана (Yves Montand, 1921–1991), который через год стал одним из самых популярных французских шансонье. В 1951 Пиаф положила начало карьере Шарля Азнавура (Charles Aznavour, род. 1924), который сопровождал её в поездке по Франции и США. Некоторое время Шарль Азнавур исполнял обязанности её персонального секретаря и шофёра. Вместе с ним Пиаф попала в жуткую автокатастрофу, сломала руку и два ребра. Для снятия боли начала принимать морфин.
  Летом 1948 Пиаф познакомилась с Марселем Серданом (Marcel Cerdan, 1916–1949), чемпионом мира по боксу во втором полусреднем весе. Оба были охвачены глубоким, всепоглощающим чувством, которое даже не пытались скрывать. Марсель Сердан имел жену и троих детей, тем не менее открыто появлялся вместе с Пиаф на публике. Пресса широко обсуждала мельчайшие подробности их романа. Однако, отношения оборвались трагически. 28 октября 1949 Марсель Сердан отправился в США на матч реванш с Джейком Ла Мотта. Перед боем он собирался встретиться с Пиаф в Нью-Йорке. Самолёт «Lockheed L-749 Constellation», на котором летел Марсель Сердан, разбился в районе Азорских островов. Все пассажиры и члены экипажа погибли. Для Пиаф гибель Марселя Сердана оказалась сильнейшим потрясением. Преодолеть затяжную депрессию Пиаф пыталась с помощью алкоголя. В память о Марселе Сердане она написала песню «Hymne a l’amour» (1949).
  В 1952 Пиаф вышла замуж за певца Жака Пиллса (Jacques Pills, 1906–1970).
  В конце 1958 Пиаф начала сотрудничать с композитором Жоржем Мустаки (Georges Moustaki, род. 1934), который на несколько лет стал её ближайшим другом. В соавторстве с ним написала знаменитую песню «Milord», которая в 1959 возглавляла все мировые хит парады. В том же году Пиаф сильно порезала лицо в очередной автоаварии. Её физическое и моральное состояние было подорвано. Во время выступления в нью-йоркской «Уолдорф Астория» Пиаф упала прямо на сцене из-за резких болей в животе. Вскоре подобный приступ повторился в Стокгольме. Тем не менее, в 1960 Пиаф записала один из своих шедевров «Non je ne regrette rien», созданный в содружестве с Шарлем Дюмоном.
  В 1961 Пиаф встретила Тео Сарапо (Theo Sarapo, 1936–1970). Урождённый Теофанис Ламбукас (Theophanis Lamboukas). Выходец из Греции, работал в парикмахерском салоне, мечтал о карьере артиста. Как уже неоднократно случалось ранее, Пиаф полностью поддалась обаянию молодого таланта. 9 октября 1962 они зарегистрировали свой брак в мэрии 16-ого округа Парижа. Неравный союз вызвал много толков и пересудов. Пресса открыто называла Тео Сарапо охотником за золотом (gold digger). Несмотря на значительную разницу в возрасте, Тео Сарапо искренне любил Пиаф, окружил её заботой и вниманием. Союз оказался довольно успешным в творческом плане. Вместе с мужем Пиаф записала несколько песен, одна из которых («A quoi ca sert l’amour?») в 1962 стала хитом. Публика доброжелательно встретила выступление семейного дуэта на сцене театров «Олимпия» и «Бобино».
  В 1963 у Эдит Пиаф диагностировали рак печени. Она впала в кому и последние месяцы жизни провела на своей вилле в Пласкассье на Французской Ривьере. Пиаф умерла 11 октября 1963, в один день со своим другом Жаном Кокто. Католическая церковь отказалась отпевать Пиаф, зато десятки тысяч поклонников проводили её в последний путь на кладбище Пер-Лашез в Париже.
  В 1970 в соседней могиле был похоронен погибший в автокатастрофе Т. Сарапо.
  (Из проекта "Citaty.su")


    Симона Берто. Книга "Эдит Пиаф" (1994, 490 стр.) (doc-rar 337 kb; pdf 12 mb) – июнь 2004, март 2021

      Книга воспоминаний сводной сестры Эдит Пиаф Симоны Берто – это взволнованный, увлекательный рассказ о великой певице Франции. Словно кадры фильма, проходят перед читателем яркие эпизоды полной драматических коллизий судьбы: Эдит Гасснон, малышка Пиаф («Воробышек»), чьей консерваторией стала улица, принесшее удачу знакомство с «папой Лепле» – «крёстным отцом» певицы, стремительное восхождение по ступеням артистического Олимпа, талант, покоривший мир. Певица страдающая и счастливая на сцене и в жизни, её Париж и её Франция, друзья и возлюбленные, её песни... «Я прожила две жизни, – утверждала Эдит Пиаф. – Я не жалею ни о чём».
      (Аннотация издательства)

    Страничка создана 9 июня 2004.
    Последнее обновление 16 марта 2021.
Дизайн и разработка © Титиевский Виталий, 2005-2022.
MSIECP 800x600, 1024x768