Библиотека Александра Белоусенко

На главную
 
Книжная полка
 
Русская проза
 
Зарубежная проза
 
ГУЛаг и диссиденты
 
КГБ-ФСБ
 
Публицистика
 
Серебряный век
 
Воспоминания
 
Биографии и ЖЗЛ
 
История
 
Литературоведение
 
Люди искусства
 
Поэзия
 
Сатира и юмор
 
Драматургия
 
Подарочные издания
 
Для детей
 
XIX век
 
Японская лит-ра
 
Архив
 
О нас
 
Обратная связь:
belousenko@yahoo.com
 

Библиотека Im-Werden (Мюнхен)

 

Василий Семёнович ГРОССМАН
(1905-1967)

  ГРОССМАН, ВАСИЛИЙ СЕМЁНОВИЧ (1905-1967), русский писатель. Родился 29 ноября (12 декабря) 1905 в Бердичеве Житомирской обл. (Украина) в семье инженера-химика. В 1929 окончил физико-математический факультет Московского университета, работал в Донбассе инженером-химиком.
  В 1934 опубликовал «производственную» повесть о шахтерской жизни Глюкауф и рассказ В городе Бердичеве из времен Гражданской войны о женщине-комиссаре, которую во время отступления красных приютила семья еврейских ремесленников, обративший на себя внимание М.Горького (положенный в основу одного из замечательных в отечественной кинокультуре второй половины 20 в. и трудно пробившегося к экрану фильма Комиссар, 1967). Сборники рассказов Гроссмана Счастье (1935), Четыре дня (1936), Рассказы (1937), Жизнь (1943), Добро вам! (1967) дополнились в 1937 повестью Кухарка, в 1937-1940 – романом Степан Кольчугин о рабочем пареньке, вступившем на путь революции, а в 1941 – пьесой Если верить пифагорейцам..., осужденной после ее публикации в 1946 партийной печатью за «идейную ущербность».
  В годы Великой Отечественной войны Гросман, специальный корреспондент газеты «Красная звезда», пишет принесшие ему широкую известность повесть Народ бессмертен, очерки Направление главного удара (оба 1942), Треблинский ад (1944), художественно-документальную книгу Сталинград (1943) и др. произведжения, вполне выявившие основное качество прозы Гроссмана – эпическую масштабность, многоголосие, склонность к историко-философским обобщениям, к постоянному соотнесению, в традициях эпопеи Война и мир Л. Н. Толстого, частных судеб отдельных людей и судьбы народа, размышлениям о глубинной сути и сложной взаимосвязи войны и мира. В 1946 вместе с И. Эренбургом подготовил документальную Черную книгу об истреблении гитлеровцами евреев на территории СССР во время войны (в связи с кампанией борьбы против космополитизма, носившей откровенно антисемитский характер, ее издание было приостановлено и состоялось лишь в 1993).
  В 1952 Гроссман опубликовал роман За правое дело (1953; после разгромной статьи М. Бубеннова в газете «Правда» роман вышел в 1954 в сокращенном варианте; полное изд. 1956), который, наряду с другими произведениями т.н. «окопной» правды о войне, выдвинул в первый ряд ее героев реальных бойцов в реальных, порой драматических обстоятельствах (окружение и прорыв из него). Рукопись продолжения романа под назв. Жизнь и судьба в 1960 была отвергнута печатью и изъята органами КГБ; сохраненный экземпляр в 1980 был опубликован в Швейцарии, в 1988 – в СССР (наиболее достоверная редакция издана в 1990). Здесь аналитическая мысль писателя, оценивая подвиг «простого» человека на войне как естественное поведение в неестественных обстоятельствах, видит в противостоянии немецкой и советской армий не борьбу различных идеологий, но столкновение двух однотипных государств.
  Повесть Всё течёт... (1953-1963, опубл. в ФРГ в 1970, в 1989 – на родине) – история советского «лагерника» с 30-летним стажем, размышляющего над вечной исторической проблемой опошления и извращения «духа» при его попытке стать «действием», превращения мечтаний о свободе при их реальном осуществлении – в еще больший гнет несвободы, поднимая при этом вопрос о специфическом характере русского сознания и русской истории.
  Посмертно опубликован сборник рассказов Гроссмана Добро вам! (1967), куда вошли путевые заметки об Армении и военные сюжеты, осмысляемые писателем, как всегда, с позиций неприятия насилия и признания права на жизнь всего существующего.
  Умер Гроссман в Москве 14 сентября 1967.
  (Из энциклопедии "Кругосвет", фотография из проекта "Домовой")


    Произведения:

    Василий Гроссман, Илья Эренбург. Сборник "Чёрная книга" (1980, 558 стр.) (pdf 16,1 mb) – июль 2020
      – копия из библиотеки "ImWerden"

      В 1947 году в Москве должна была выйти книга, подготовленная известнейшими советскими литераторами и журналистами (Маргаритой Алигер, Вениамином Кавериным, Рувимом Фраерманом, Виктором Шкловским и другими) под руководством Василия Гроссмана и Ильи Эренбурга. По замыслу Эренбурга, в этот сборник должны были войти "рассказы спасшихся евреев, свидетелей зверств, немецкие приказы, дневники и показания палачей, записки и дневники укрывшихся. Не акты, не протоколы, а живые рассказы должны показать глубину трагедии". Увы, по политическим причинам публикацию запретили, а многих из тех, кто работал над "Чёрной книгой", репрессировали.
      Почти семьдесят лет спустя в нашей стране наконец выходит этот уникальный сборник.
      "Мы дали целый ряд человеческих судеб... Это крик человеческой души", – так отзывался Василий Гроссман о страшной и величественной "Чёрной книге".
      (Аннотация издательства)


    Роман "Жизнь и судьба" (1990, 752 стр.) (pdf 10 mb) – июль 2020
      – копия из библиотеки "ImWerden"

      У романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба – второй книги дилогии о войне и культе личности (первая – «За правое дело» – опубликована в 1952 году) путь к читателю был сложен и труден. Написанный в 1961 году, он попал под арест и лишь через двадцать семь лет напечатан в журнале «Октябрь». Вернувшись из небытия, роман честного и талантливого писателя оказался органически созвучным духу перестройки, духу демократизации и гласности, которые определяют современное развитие нашего общества.
      (Аннотация издательства)


    Книга "Годы войны" (1989, 446 стр.; Сост. Е. В. Короткова-Гроссман; Послесл. А. Бочарова) (doc-rar 405 kb; pdf 14 mb) – июнь 2003, июль 2020
      – OCR: Александр Продан (Кишинёв, Молдова)

      В сборник произведений Василия Гроссмана (1905-1964) включены избранные очерки и рассказы писателя, среди которых такие, уже вошедшие в золотой фонд советской военной публицистики, как «Жизнь», «Треблинский ад», «Сталинградская битва».
      В книгу впервые вошли фронтовые записные книжки В. Гроссмана, вобравшие в себя личные впечатления и наблюдения писателя от корреспондентских поездок по фронтам Великой Отечественной войны, послужившие документальной основой его многих очерков, а также эпопеи о Сталинграде – романов «За правое дело» и «Жизнь и судьба».
      (Аннотация издательства)

    Содержание:

    Волга – Сталинград
    Душа красноармейца
    Сталинградская битва
    Власов
    Глазами Чехова
    Направление главного удара
    Сталинградское войско
    Жизнь
    Добро сильнее зла
    Треблинский ад
    Творчество победы
    Пехотинец
    Дорога на Берлин
    Дорога
    Авель
    Сикстинская мадонна
    Записные книжки
    А. Бочаров. Записные книжки Василия Гроссмана


    Книга "Годы войны" (1946) (doc-rar 371 kb) – ноябрь 2005
      – OCR: Давид Титиевский (Хайфа, Израиль)

    Содержание:

    1941 год
    Народ бессмертен

    1942 год
    Старый учитель
    Сталинград
    Волга – Сталинград
    Рота молодых автоматчиков
    Душа красноармейца
    Сталинградская битва
    Власов
    Царицын – Сталинград
    Глазами Чехова
    Направление главного удара
    По дорогам наступления
    Новый день
    Военный совет
    Сталинградское войско
    Сталинградский фронт

    1943 год
    Жизнь
    Жизнь истребительного полка
    Июль 1943 года
    Орёл
    Первый день на Днепре
    Украина

    1944 год
    Мысли о весеннем наступлении
    Советская граница
    Бобруйский «котёл»
    Добро сильнее зла
    Бой в Люблине
    В городах и сёлах Польши
    Треблинский ад
    Путь к немецкой границе
    Творчество победы

    1945 год
    Дорога на Берлин
    Москва – Варшава
    Между Вислой и Одером
    Германия
    Сила наступления

      Фрагменты книги «Годы войны»:

      Противотанковое ружьё напоминает старинную пищаль. Оно так же велико, тяжеловесно, управляются с ним два бойца – первый и второй номер. В походе первый номер несёт ружьё, второй номер – увесистые бронебойные патроны, похожие на снаряды малокалиберной пушки, счётом тридцать штук, пятизарядную винтовку, к ней сто патронов, две противотанковые гранаты, ну и, само собой, – шинель и вещевой мешок. Всё это вместе по весу приблизительно соответствует ружью. От ружья в походе сильно ноет плечо и затекает рука. Прыгать с ним неудобно, трудно ходить по скользкому, тяжесть ружья мешает движению, не даёт сохранять равновесие. Бронебойщик шагает тяжёлой широкой походкой, немного припадая на одну ногу, куда падает тяжесть ружья. Его походку можно отличить от лёгкого хода командира, от мерного, ровного марша стрелка, от шаркающей «флотской» поступи автоматчиков, от стремительного хода привыкшего к вечному движению связиста. Да и по внешности легко отличить бронебойщика. Этот народ большей частью коренастый, плечистый. По духу, характеру такой человек должен походить на тех русских охотников, которые ходили с рогатиной поднимать в чаще матёрого медведя. И надо прямо сказать, что клыкастый угрюмый бирюк – безобиднейшая тварь по сравнению с тяжёлым немецким танком, вооружённым скорострельными пушками и пулемётами.

    * * *

      – Война здесь подвижная, гибкая, – говорит он.– Она то ночная, то дневная, то танковая, а бывает, что и танки, и авиация, и огневые налёты артиллерии и миномётов концентрируются в одной точке. Немец нарочно меняет тактику. Но мы за месяц отлично научились воевать в этих условиях. Действуем большей частью мелкими группами. Во взятии дома у нас участвуют две группы: штурмовая и закрепления. Штурмуют люди, вооружённые гранатами, бутылками с горючей жидкостью, ручными пулемётами. А группа закрепления, пока ещё штурмовая добивает противника, подтягивает боеприпасы, продовольствие, запасец не меньше, чем на шесть дней, ведь часты случаи окружения. Вот сегодня пришли два бойца, – оказывается, четырнадцать дней воевали в доме, окружённом «немецкими» домами. Эти двое спокойно эдак потребовали сухарей, боеприпасов, сахару, табаку, нагрузились и пошли, говорят: у нас там двое остались, дом стерегут, курить хотят. Вообще война в домах – своеобразнейшее дело. Особенность этой войны в Сталинграде – гибкость, резкие, почти мгновенные изменения тактики да и всего характера боёв. То борьба за один дом, то вот, как недавно,– два полка немецкой пехоты и семьдесят танков внезапно обрушиваются на полк Панихина, и эдак десять – двенадцать атак на день.

    * * *

      В течение месяца немцы произвели сто семнадцать атак на полки сибирской дивизии.
      Был один страшный день, когда немецкие танки и пехота двадцать три раза ходили в атаку. И эти двадцать три атаки были отбиты. В течение месяца каждый день, за исключением трёх, немецкая авиация висела над дивизией десять-двенадцать часов. Всего за месяц триста двадцать часов. Оперативное отделение подсчитало астрономическое количество бомб, сброшенных немцами на дивизию. Это – цифра с четырьмя нолями. Такой же цифрой определяется количество немецких самолёто-налётов. Всё это происходит на фронте длиной около полутора-двух километров. Этим грохотом можно было оглушить человечество, этим огнём и металлом можно было сжечь и уничтожить государство. Немцы полагали, что сломают моральную силу сибирских полков. Они полагали, что перекрыли предел сопротивления человеческих сердец и нервов. Но удивительное дело: люди не согнулись, не сошли с ума, не потеряли власть над своими сердцами и нервами, а стали сильней и спокойней. Молчаливый, кряжистый сибирский народ стал ещё суровей, ещё молчаливей, ввалились у красноармейцев щёки, мрачно смотрели глаза. Здесь, на направлении главного удара германских сил, не слышно было в короткие минуты отдыха ни песни, ни гармоники, ни весёлого лёгкого слова. Здесь люди выдерживали сверхчеловеческое напряжение. Бывали периоды, когда они не спали по трое, четверо суток кряду, и командир дивизии, седой полковник Гуртьев, разговаривая с красноармейцами, с болью услышал слова бойца, тихо сказавшего:
      – Есть у нас всё, товарищ полковник, и хлеб – девятьсот граммов, и горячую пищу непременно два раза в день приносят в термосах, да не кушается.


    Сборник прозы "Несколько печальных дней" (1989, 432 стр.) (doc-rar 386 kb; pdf 13,4 mb) – сентябрь 2003, январь 2021
      – OCR: Александр Продан (Кишинёв, Молдова)

      В книгу одного из крупнейших мастеров русской советской прозы Василия Гроссмана (1905-1964) вошли почти все лучшие произведения, созданные писателем за тридцать лет творческой деятельности, ставшие уже библиографической редкостью («Четыре дня», «В город Бердичеве», «Повесть о любви», «Тиргартен» и др.).
      Уважением к человеку, осмыслением глубинных точек человеческой жизни пронизаны впервые издаваемые рассказы. Их отличает ощущение праздничности бытия при всех его теневых сторонах. Достоинство прозы писателя – богатство и пластичность языка, стремление к афористически насыщенному слову, тонкий психологизм, подлинно высокий драматизм повествования. В. Гроссман – автор и посмертно изданного романа «Жизнь и судьба», который по глубине и масштабности является одной из серьёзнейших работ последнего времени.
      (Аннотация издательства)

    Содержание:

    Л. Лазарев. Человек среди людей. О Василии Гроссмане. Вступительная статья

    Рассказы

    Четыре дня
    В городе Бердичеве
    Рассказик о счастье

    Повести

    Кухарка
    Цейлонский графит
    Повесть о любви

    Рассказы

    Дорога
    Авель (Шестое августа)
    На войне
    Несколько печальных дней
    Молодая и старая
    Лось
    Тиргартен
    За городом
    Из окна автобуса
    Маленькая жизнь
    Осенняя буря
    Птенцы
    Собака
    Обвал
    В Кисловодске
    В большом кольце
    Фосфор
    Жилица
    Сикстинская мадонна
    Мама
    На вечном покое


    Анатолий Бочаров. Книга "Василий Гроссман: Жизнь, творчество, судьба" (1990, 402 стр.) (pdf 2,9 mb) – апрель 2010
      – OCR: Александр Продан (Кишинёв, Молдова)

      Роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба», пробывший двадцать пять лет в принудительном заточении, всколыхнул читательский интерес к одному из крупнейших советских прозаиков.
      О трудной судьбе писателя и его произведений, долгие годы не допускавшихся к изданию, о драматизме времени и творческом подвиге художника повествует книга А. Бочарова.
      Автор использует в книге малоизвестные документы минувших десятилетий и сохранившиеся архивные материалы.
      (Аннотация издательства)

    Содержание:

    От автора
    Пунктир биографии I
    Для чего дана жизнь человеку?
    Вышли мы все из народа
    Если понимать законы жизни
    Пунктир биографии II
    Диалектика войны
    Пунктир биографии III
    Жизнь человека и судьба человечества
    Навстречу своей судьбе
    Время собирать камни


    Семён Липкин, Анна Берзер. Книга "Жизнь и судьба Василия Гроссмана. Прощание" (1990, 275 стр.) (html 1,5 mb; pdf 3 mb) – апрель 2003, июль 2020
      – OCR: Александр Продан (Кишинёв, Молдова)

      Под одним переплётом соединены две книги воспоминаний. О сложной писательской судьбе и светлой человеческой личности Василия Гроссмана рассказывают знавшие его не одно десятилетие близкий его друг, поэт и переводчик Семён Липкин и редактор «Нового мира» А. С. Берзер. Её воспоминания дополнены публикацией ценных документов эпохи, стенограмм обсуждения романа Гроссмана.
      Богатство подлинных свидетельств эпохи, взволнованная человечная интонация мемуаров привлекут внимание самых широких кругов читателей.
      (Аннотация издательства)


    Семён Липкин. Книга "Сталинград Василия Гроссмана" (1983, 188 стр.) (pdf 4,3 mb) – сентябрь 2022
      – копия из библиотеки "ImWerden"

      Василий Гроссман (1905-1964) стал известен в литературных кругах после опубликования рассказа "В городе Бердичеве", отмеченного Максимом Горьким. Во время войны, работая военным корреспондентом, он вместе с Советской армией прошёл весь путь от отступления до окончательной победы. Сенсация, произведённая его романом "За правое дело" (первоначальное название "Сталинград" ), опубликованном в "Новом мире" в 1952 г., вскоре сменилась организованной травлей. В 1960 г. была арестована рукопись романа "Жизнь и судьба", который по широте охвата сравнивают с "Войной и миром" Л. Толстого, а по силе обличения с произведениями Солженицына. Карьера писателя была закончена, имя его всё реже появлялось на страницах печати. Роман долгое врем я считался навсегда утраченным. Однако, одна копия "выжила". Роман был издан в 1980 г. в Швейцарии.
      Книга Липкина – это тёплые воспоминания о близком и дорогом друге, это документ времени с портретами его достойных и недостойных представителей, это печальный рассказ очевидца ещё одной трагической судьбы.
      (Аннотация издательства)

    Страничка создана 16 апреля 2003.
    Последнее обновление 26 января 2021.
Дизайн и разработка © Титиевский Виталий, 2005-2022.
MSIECP 800x600, 1024x768