Библиотека Александра Белоусенко

На главную
 
Книжная полка
 
Русская проза
 
Зарубежная проза
 
ГУЛаг и диссиденты
 
КГБ-ФСБ
 
Публицистика
 
Серебряный век
 
Воспоминания
 
Биографии и ЖЗЛ
 
История
 
Литературоведение
 
Люди искусства
 
Поэзия
 
Сатира и юмор
 
Драматургия
 
Подарочные издания
 
Для детей
 
XIX век
 
Японская лит-ра
 
Архив
 
О нас
 
Обратная связь:
belousenko@yahoo.com
 

Библиотека Im-Werden (Мюнхен)

 

Василий Васильевич РОЗАНОВ
(1856–1919)

  РОЗАНОВ, ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1856–1919), русский мыслитель, прозаик, публицист, литературный критик.
  Родился 20 апреля (2 мая) 1856 в Ветлуге Костромской губ. в семье лесничего. Рано осиротел, детство прошло в нищете. Иждивением старшего брата окончил гимназию в Нижнем Новгороде и поступил на филологический факультет Моковского университета, который окончил в 1880. До 1893 был учителем истории и географии в гимназиях Брянска, Ельца и г.Белого (Смоленской губ.). Учительская среда оказалась совершенно чуждой и даже враждебной Розанову, преподавание тяготило его, мешало писательству – естественному следствию его умственного развития еще в университетские годы. Согласно Автобиографии (1890), важнейшим импульсом этого развития послужили сочинения Д.С.Милля, Д.И.Писарева, Н.А.Добролюбова и западноевропейских вульгарных материалистов. Целиком в этом русле написана первая статья Розанова Исследование идеи счастья как идеи верховного начала человеческой жизни, в 1881 отвергнутая журналом «Русская мысль» «по причине тяжелого слога». Зато другое его «небольшое исследование» Об основаниях теории поведения удостоилось университетской академической премии и явилось зародышем «сплошного рассуждения на 40 печатных листов» О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания. Оно вышло в Москве в 1886 и не имело ни малейшего резонанса в научно-философских кругах – по-видимому, было сочтено дилетантским умствованием, поскольку в нем предлагался полный пересмотр познавательной деятельности в качестве комплексного интеллектуального переживания.
  Философические устремления Розанова постепенно сменялись религиозными, о чем свидетельствуют его насыщенные полемикой статьи Органический процесс и механическая причинность (1889); Отречение дарвиниста (1889) – против проф. К.А.Тимирязева; Место христианства в истории (1890), Цель человеческой жизни (1892), Красота в природе и ее смысл (1894). Репутации философа они Розанову не создали, но помогли свести знакомство с Н.Н.Страховым и К.Н.Леонтьевым, а те открыли ему дорогу в консервативную журналистику – он стал одним из ведущих авторов новообразованного в 1890 журнала «Русское обозрение», издававшегося на личные средства Александра III при кураторстве К.П.Победоносцева. Свое публицистическое творчество 1890-х годов Розанов именовал «Катковско-Леонтьевским периодом». Он регулярно публиковался в «Русском вестнике», «Вопросах философии и психологии», «Биржевых ведомостях», «Московских ведомостях» и особенно в газете А.С.Суворина «Новое время» – штатным сотрудником этого издания Розанов стал в 1898. До этого он, оставив гимназическое преподавание и переехав в Санкт-Петербург, несколько лет служил чиновником Центрального управления государственного контроля («Служба была так же отвратительна для меня, как и гимназия»).
  К началу 1900-х годов Розанов создал себе прочную репутацию плодовитого и яркого консервативного журналиста, В.И.Ленин называл его «писателем, известным своей реакционностью». Большая часть его многочисленных статей этого периода собрана в книгах Сумерки просвещения (1899), где на базе собственного опыта Розанов обличает российскую систему школьного образования; Природа и история (1899), Религия и культура (1899), Литературные очерки (1899). Однако главным и наиболее известным его сочинением стала опубликованная в 1891 в «Русском вестнике» и вышедшая несколькими отдельными изданиями (с приложением двух этюдов о Н.В.Гоголе) Легенда о Великом Инквизиторе Ф.М.Достоевского. Опыт критического комментария. Творчество и личность Достоевского изначально привлекали Розанова, и это предопределило не только его критическую репутацию, но и личную судьбу: чтобы лучше понять любимого писателя, Розанов женился на его бывшей любовнице, А.П.Сусловой (1839–1918), которая, изуродовав жизнь супругу и бросив его, не пожелала дать ему развода, и второй – счастливый – брак Розанова оставался в глазах церкви и государства незаконным со всеми вытекающими отсюда прискорбными последствиями. Легенда же положила начало изучению религиозных аспектов творчества Достоевского, хотя в ней речь идет не о самих произведениях, а о восприятии их содержания (о «понимании» литературы, формирующем мировоззрение), как и в других литературно-критических статьях Розанова, начиная с нашумевшего программного цикла Старое и новое (1892), где полемически мотивируется отказ от «наследства 60–70 годов».
  К началу 1900-х годов мировоззрение Розанова вполне сформировалось: «понимание» в целом было предрешено и постоянно расширялось тематически, в принципе не имея пределов. Однако «пониманию» этому, на его собственный взгляд, недоставало органичности, которая требовала слияния мышления с бытом: именно он признавался «сферой целостного существования личности» (Н.Розин). Быт одушевляла стихия пола и скрепляли семейные узы. Соответствующие размышления и соображения Розанова, нередко спонтанные, вдохновили его статьи, собранные в двухтомнике Семейный вопрос в России (1905), а также, по собственным его словам, «главную идейную книгу» В мире неясного и нерешенного, вышедшую к 1904 двумя изданиями. Его собственная мучительная семейная ситуация (брачное сожительство, по церковным понятиям считавшееся блудом) спровоцировала напряженные размышления о значении и роли российской церковности (двухтомник Около церковных стен, 1907). Попытку решающего обобщения религиозной проблематики представляют книги Розанова Темный Лик (1911) и Люди лунного света (1912), где в сексуальном ключе выявляется и оценивается «метафизика христианства» и доказывается несостоятельность христианской религии с точки зрения обустройства обыденной жизни. Однако, по-видимому, неправомерно объявлять Розанова, как это делал Д.С.Мережковский, подобным Фр.Ницше «антихристианином». Следует учитывать и его нарочитое тяготение к крайностям, и характерную амбивалентность его мышления. Так, ему удалось прослыть одновременно юдофилом и юдофобом; революционные события 1905–1907 он считал не только возможным, но и необходимым освещать с различных позиций – выступая в «Новом времени» под своей фамилией как монархист и черносотенец, он под псевдонимом В.Варварин выражал в других изданиях леволиберальную, народническую, а порой и социал-демократическую точку зрения.
  Закономерной кульминацией творчества Розанова явились его сочинения необычного жанра, ускользающего от строгого определения, однако укорененного в его журналистской деятельности, предполагавшей постоянную, как можно более непосредственную и вместе с тем выразительную реакцию на злобу дня, и сориентированного на настольную книгу Розанова Дневник писателя Достоевского. В опубликованных сочинениях Уединенное (1912), Смертное (1913), Опавшие листья (короб 1 – 1913; короб 2 – 1915) и предполагавшихся сборниках В Сахарне, После Сахарны, Мимолетное и Последние листья автор пытается воспроизвести процесс «понимания» во всей его интригующей и многосложной мелочности и живой мимике устной речи – процесс, слитый с обыденной жизнью и способствующий мыслительному самоопределению. Этот жанр оказался наиболее адекватным мысли Розанова, всегда стремившейся стать переживанием; и последнее его произведение, попытка осмыслить и тем самым как-то очеловечить революционное крушение истории России и его вселенский резонанс, обрела испытанную жанровую форму. Его Апокалипсис нашего времени публиковался невероятным по тому времени двухтысячным тиражом в большевистской России с ноября 1917 по октябрь 1918 (десять выпусков). Характерно, что этот реквием по российскому государству и русской культуре первоначально мыслился как периодическое издание статей на темы политические, религиозные и общекультурные под общим заглавием Троицкие березки: «так, какую-нибудь ерунду, и вдруг – раз, мысль, два – мысль. Разрослось чудище...» (Розанов – Ткаченко, 1918, 31 марта). Жанр оправдал себя: Апокалипсис оказался редкостным и бесценным художественно-историческим свидетельством очевидца и мыслителя, погребенного под обломками рухнувшей империи.
  Центральной философской темой в творчестве зрелого Розанова стала его метафизика пола. В 1898 в одном из писем он формулирует свое понимание пола: «Пол в человеке – не орган и не функция, не мясо и не физиология – но зиждительное лицо... Для разума он не определим и не постижим: но он Есть и все сущее – из Него и от Него». Непостижимость пола никоим образом не означает его ирреальности. Напротив, пол, по Розанову, есть самое реальное в этом мире и остается неразрешимой загадкой в той же мере, в какой недоступен для разума смысл самого бытия. «Все инстинктивно чувствуют, что загадка бытия есть собственно загадка рождающегося бытия, т.е. что это загадка рождающегося пола». В розановской метафизике человек, единый в своей душевной и телесной жизни, связан с Логосом, но связь эта имеет место не в свете универсального разума, а в самой интимной, «ночной» сфере человеческого бытия: в сфере половой любви. Розанову было чуждо то метафизическое пренебрежение родовой жизнью, которое в истории европейской и русской мысли представлено многими яркими именами. Философ-платоник, певец Вечной Женственности Вл.С.Соловьев сравнивал процесс продолжения рода человеческого с бесконечной вереницей смертей. Розанов же каждое рождение считал чудом – раскрытием связи земного мира с миром трансцендентным: «узел пола – в младенце», который «с того света приходит», «от Бога его душа ниспадает». Любовь, семья, рождение – это для Розанова и есть само бытие, и он готов был говорить об «онтологии» половой любви. Розановская апология телесности, его отказ видеть в теле, и прежде всего в половой любви, нечто низшее и тем более постыдное, в гораздо большей степени спиритуалистичны, чем натуралистичны. Розанов постоянно подчеркивал духовную направленность своей философии: «Нет крупинки в нас, ногтя, волоса, капли крови, которые не имели бы в себе духовного начала», «пол выходит из границ естества, он – вместе естественен и сверхъестественен» и т.п.
  Религиозная позиция Розанова с течением времени претерпела серьезные изменения. В конце 1890-х годов он, сопоставляя стоицизм и христианство, утверждал: «Стоицизм есть благоухание смерти, христианство – пот, муки и радость рождающей матери, крик новорожденного младенца... Христианство – без буйства, без вина и опьянения – есть полная веселость, удивительная легкость духа, никакого уныния...». Позднее он приходит к выводу, что «из подражания Христу... в момент Голгофы – образовалось неутомимое искание страданий». Лично глубоко религиозный и никогда не отрекавшийся от православия (уже в последние годы жизни, отвечая на упреки в христоборчестве, заявляет, что «нисколько не против Христа»), Розанов видит суть религии в мироотрицании: «Из текста Евангелия естественно вытекает только монастырь... Иночество составляет метафизику христианства». Привязанный сердцем и умом ко всему земному, верящий в святость плоти, Розанов жаждал от религии прямого и непосредственного спасения и признания (отсюда тяготение к язычеству и Ветхому Завету). Путь через Голгофу, через «попрание» смерти Крестом, этот путь христианства представлялся позднему Розанову едва ли не равносильным отрицанию бытия вообще.
  Умер Розанов в Сергиевом Посаде 23 января (5 февраля) 1919, в беспросветной нищете, изнуренный голодом и болезнями, пытаясь превозмочь отчаяние и обрести утешение в христианской вере.
  (Из энциклопедии "Кругосвет")


    Произведения:

    Сборник "Избранное" (1970, 617 стр.) (pdf 16,3 mb) – июль 2020
      – копия из библиотеки "ImWerden"

      Избранное Розанова. Сам Розанов смеялся: разве может быть полное собрание его сочинений. Но едва ли может быть осуществлено и научное – комментированное, с громоздким научным аппаратом – собрание его сочинений. Всякий педантизм – хотя бы с лучшими намерениями – совсем неприложим к книгам Розанова, таким и по форме своей своенравным и свободным.
      Этот том – том его характернейших, поздних, чисто-розановских книг. Они публикуются нами полностью, кроме «Мимолётного», дошедшего до нас только в извлечениях.
      (Из послесловия редактора)

    Содержание:

    Уединённое ... 1
    Опавшие листья:
      Короб первый ... 81
      Короб второй ... 217
    Мимолётное ... 427
    Апокалипсис нашего времени ... 443
    Письма к Э. Ф. Голлербаху ... 515
    Послесловие редактора ... 565


    Книга "Опавшие листья" – январь 2003
      – OCR: Давид Титиевский (Хайфа, Израиль)

      Короб первый (doc-rar 177 kb)

      Короб второй (doc-rar 287 kb)


    Книга "Люди лунного света: Метафизика христианства" (doc-rar 297 kb; pdf 967 kb) – март 2003, июль 2020
      – OCR: Давид Титиевский (Хайфа, Израиль)

      Книга посвящена изучению истоков негативного отношения к человеческой сексуальности в христианском мире.
      Возникновение традиции аскетизма и безбрачия, поощрения девственности и противодействия законам природы – вот круг вопросов, которые затрагиваются в этой книге.
      Исследование построено на противопоставлении друг другу Ветхого и Нового Заветов, как двух диаметрально противоположных традиций: радости и упоения земной жизнью аскетизму и отрицанию земного бытия ради жизни вечной.
      (Аннотация издательства)


    Татьяна Розанова. Книга "Будьте светлы духом" (1999, 183 стр. / Предисл. и сост. А. H. Богословского) (pdf 4,3 mb) – май 2023
      – копия из библиотеки "Maxima Library"

      Жизнь замечательного русского мыслителя, философа, писателя В. В. Розанова, на долгие годы вычеркнутого из культурного обращения, представлена впервые в публикуемых воспоминаниях его дочери, Татьяны Васильевны Розановой (1895-1975).
      Из книги читатель узнает много нового о ранних годах жизни В. В. Розанова, прочитает отрывки из неизданного юношеского дневника, узнает о неудачной женитьбе писателя на А. П. Сусловой – "инфернальной лире и фурше Ф. М. Достоевского".
      Особенно ценной представляется картина семейного быта Розановых и напряжённая атмосфера петербургской жизни, о встречах В. В. Розанова с знаменитыми современниками – Д. С. Мережковским, 3. Н. Гиппиус, Н. А. Бердяевым, П. А. Флоренским, П. П. Перцовым, А. С. Сувориным, Айседорой Дункан.
      (Аннотация издательства)

    Оглавление:

    Предисловие ... 3
    Глава I. Молодые годы моих родителей ... 14
    Глава II. Наше детство ... 23
    Глава III. Моя ранняя юность ... 46
    ГлаваМ. Революция. Переезд в Троице-Сергиев посад ... 75
    Глава V. Болезнь отца. Прощальные письма к друзьям. Смерть ... 91
    Глава VI. Мысли об отце, его работах и об их судьбе ... 103
    Глава VII. Смерть сестёр Веры и Али. Кончина матери ... 115
    Глава VIII. Моя жизнь в Сергиевом посаде. Сёстры. Друзья ... 129
    Послесловие ... 174
    Комментарии ... 175


    Сборник "Василий Васильевич Розанов" (2012, 406 стр. / под ред. А. Н. Николюкина) (pdf 8,9 mb) – июль 2020

      В книге представлены статьи современных российских философов, писателей, литературоведов о творчестве и миросозерцании русского философа и писателя Василия Васильевича Розанова (1856-1919).
      Труды розановедов собраны за последние 25 лет. После смерти Розанова его наследие у нас не издавалось и находилось под запретом как «реакционное».
      Книга адресована широкому кругу читателей – специалистам в области истории отечественной философской мысли, а также всем тем, кто интересуется проблемами российской истории и культуры.
      (Аннотация издательства)


    Виктор Шкловский. Книга "Розанов: Из книги «Сюжет как явление стиля»" (2015) (pdf 497 kb) – июль 2020

      Книга В. Б. Шкловского (1893-1984) «Розанов» публикуется по первому отдельному изданию (Пг.: Опояз, 1921). В книге исправлено устаревшее написание отдельных слов: цитаты выделены пробелами. Цитаты из Розанова и других авторов зачастую приведены у Шкловского с некоторыми искажениями; мы сочли нужным не исправлять их, так как подобные правки лишь затемняют мысль автора. Комментарии А. Ю. Галушкина (1960-2014) взяты из книги: В. Шкловский. Гамбургский счёт: Статьи – воспоминания – эссе (1914-1933). М., 1990. На фронтисписе – портрет В. Шкловского работы Ю. П. Анненкова (1889-1974).
      (Аннотация издательства)

    Страничка создана 9 января 2003.
    Последнее обновление 29 мая 2023.
Дизайн и разработка © Титиевский Виталий, 2005-2023.
MSIECP 800x600, 1024x768