Библиотека Александра Белоусенко

На главную
 
Книжная полка
 
Русская проза
 
Зарубежная проза
 
ГУЛаг и диссиденты
 
КГБ-ФСБ
 
Публицистика
 
Серебряный век
 
Воспоминания
 
Биографии и ЖЗЛ
 
История
 
Литературоведение
 
Люди искусства
 
Поэзия
 
Сатира и юмор
 
Драматургия
 
Подарочные издания
 
Для детей
 
XIX век
 
Японская лит-ра
 
Архив
 
О нас
 
Обратная связь:
belousenko@yahoo.com
 

Библиотека Im-Werden (Мюнхен)

 

Борис Константинович ЗАЙЦЕВ
(1881-1972)

  ЗАЙЦЕВ, БОРИС КОНСТАНТИНОВИЧ (1881-1972), русский прозаик, драматург. Эмигрировал в 1922. Родился 29 января (10 февраля) 1881 в Орле. Детство прошло в Калуге, где в 1898 Зайцев окончил реальное училище. За участие в студенческих беспорядках был отчислен из Московского технического училища, куда его определил отец, директор завода Ю. П. Гужона. Учился в Горном институте в Петербурге и на юридическом факультете Московского университета (не окончил). Дебютировал в 1901 рассказом В дороге, в 1906 вышли Рассказы. Книга 1-я, принесшие автору известность. О своем творческом развитии Зайцев писал в 1916: «Начал с повестей натуралистических; ко времени выступления в печати – увлечение т.н. «импрессионизмом», затем выступает элемент лирический и романтический. За последнее время чувствуется растущее тяготение к реализму».
  Специфика литературной позиции Зайцева определялась его промежуточным положением между участниками литературного объединения «Среда», твердо приверженного заветам русской реалистической классики, и явным тяготением к символизму, которым во многом определялась и проблематика его первых произведений, и их построение в форме, называемой автором «бессюжетным рассказом-поэмой». В ранних сборниках Зайцева (Рассказы. Книга 2-я, 1909) заметно влияние К. Гамсуна. Вместе с тем уже на начальном этапе творчества ощутимо сильное воздействие Чехова, предопределяющее выбор героя: это интеллигент, который всегда находится в разладе с окружающим прозаичным миром, не расстался с мечтами об иной, истинно одухотворенной форме существования и способен, вопреки своим тягостным будням, устремляться к недостижимому высокому идеалу. Присутствие Чехова особенно заметно в драматургии Зайцева, где выделяется пьеса Усадьба Ланиных (1914), ставшая режиссерским дебютом Е. Б. Вахтангова.
  В 1904 Зайцев впервые посетил Италию, подолгу жил там в годы перед Первой мировой войной и считал эту страну своей второй духовной родиной. Итальянские впечатления подсказали сюжеты нескольких его рассказов (сборник Рафаэль, 1922, к которому примыкает цикл очерков Италия, печатавшихся с 1907) и до конца жизни писателя продолжали питать его творчество.
  Своим главным произведением русского периода Зайцев не раз называл повесть Голубая звезда (1918), расцененную им как «прощание с прошлым». Повесть воссоздает историю любви героя, мечтателя и искателя высшей духовной правды, к девушке, которая напоминает тургеневских героинь. Фоном этой любви становится интеллектуальная и художественная жизнь московской среды, которая в предчувствии приближающихся грозных исторических событий пытается обрести для себя прочные нравственные опоры и духовные ориентиры, однако уже чувствует, что уходит весь ее устоявшийся быт и впереди полоса тяжелых потрясений. Этот мотив присутствует и в сборнике рассказов, порою сближающихся со стихотворениями в прозе, Улица св. Николая (1923), первой книге Зайцева, увидевшей свет после его исхода из России.
  В годы Первой мировой войны Зайцев окончил Александровское военное училище и сразу после Февральской революции был произведен в офицеры, однако не попал на фронт и с августа 1917 по 1921 жил в своем калужском поместье Притыкино. По возвращении в Москву был избран председателем Московского отделения Всероссийского союза писателей, работал в Кооперативной лавке писателей и в «Studio Italiano». Получив разрешение ввиду болезни уехать за границу, Зайцев обосновался в Берлине, откуда переехал в Париж.
  К этому времени он уже пережил сильное влияние религиозной философии В. Соловьева и Н. Бердяева, которые, по его позднейшим свидетельствам, пробили «пантеистическое одеяние юности» и дали сильный «толчок к вере». О новом мироощущении Зайцева свидетельствуют написанные им в 1920-е годы «житийные портреты» (Алексей Божий человек, Препродобный Сергий Радонежский, оба 1925) и очерки о странствиях к святым местам (Афон, 1928, Валаам, 1936).
  Такие же настроения преобладают и в романах, относящихся к периоду эмиграции. Среди них выделяется Золотой узор (1926), где герои, испытавшие на себе все ужасы недавнего лихолетья, приходят к мысли, что «Россия несет кару искупления... Не надо жалеть о прошедшем. Столько грешного и недостойного в нем».
  Автобиографическая тетралогия Путешествие Глеба (1937-1953) воссоздает детские и юношеские годы героя, совпавшие со временем надвигающегося перелома в судьбах России. Проведя героя знакомыми путями, которые ведут от земного к вечному, Зайцев обрывает повествование, когда оно достигло 1930-х годов, а герой ощутил провиденциальный смысл, заключенный в совпадении его имени с именем великомученика, особенно чтимого русской церковью. Часто сопоставляемая в критике с Жизнью Арсеньева тетралогия Зайцева действительно имеет общие черты с произведением И. А. Бунина, хотя в ней приглушено чувственное начало, которое почти отсутствует даже в третьем томе – Юность (1950), где рассказана история трудной любви Глеба и Элли (под этим именем изображена жена Зайцева В. А. Орешникова; ей и В.Н.Буниной посвящены его Повесть о Вере, 1968, и Другая Вера, 1969).
  Обобщая опыт русской эмиграции в статье, приуроченной к 25-летию своего отъезда из Москвы, Зайцев выразил основную тему всего созданного им после того, как он покинул родину: «Мы – капля России... как бы нищи и бесправны ни были, никогда никому не уступим высших ценностей, которые суть ценности духа». Этот мотив главенствует и в его публицистике (особенно примечателен цикл статей в газете «Возрождение» осенью 1939 – весной 1940, впоследствии изданный под общим заглавием Дни), и особенно в мемуарной прозе, занимающей основное место в последний период творчества писателя. Книги воспоминаний Зайцева Москва (1939) и Далекое (1965) содержат целостный и яркий портрет предреволюционной эпохи, запечатленной в ее идейном брожении и в богатстве ее духовной жизни. Зайцев проявил себя как истинный мастер литературного портрета, нередко, как в главах о Бунине или о З.Гиппиус, подводящего объективный итог сложным отношениям, которые связывали мемуариста с этими людьми на протяжении десятков лет.
  В эмиграции Зайцевым созданы также романизированные биографии трех русских классиков: Жизнь Тургенева (1932), Жуковский (1951), Чехов (1954), в которых предпринят опыт реконструкции духовного мира и творческого процесса каждого из этих писателей.
  Зайцеву принадлежат переводы Ватека У. Бекфорда (1912), Ада Данте (ритмической прозой, 1913–1918, опубликован в 1961), Искушения святого Антония и Простого сердца Г. Флобера.
  Умер Зайцев в Париже 22 января 1972.
  (Из энциклопедии "Кругосвет")


    Произведения:

    "Собрание сочинений: В 5 т. Т. 1. Тихие зори: Рассказы. Повести. Роман" (1999, 608 стр.) (pdf 18,5 mb) – август 2023
      – OCR: Александр Белоусенко (Сиэтл, США)

      Эта книга открывает самое полное собрание сочинений выдающегося мастера лирической прозы, классика Серебряного века и русского зарубежья Бориса Константиновича Зайцева (1881-1972). После десятилетий забвения и запретов наше многотомное издание впервые в таком значительном объёме представит российским читателям всё многообразие творческого наследия «крамольного» писателя, познакомит с десятками его произведений, никогда в России не издававшихся или изданных лишь в последние годы. Это романы Зайцева, лучшие из его повестей и рассказов, романизированные жизнеописания, три книги паломнических странствий, избранная духовная проза, мемуары, дневники, письма.
      В первый том вошли ранние рассказы и повести писателя из четырёх его книг, роман «Дальний край». В приложениях публикуются первые рецензии о «новой» прозе Зайцева В. Брюсова и 3. Гиппиус.
      (Аннотация издательства)

    Содержание:

    От составителя ... 3
    Тимофей Прокопов. Восторги и скорби поэта прозы. Борис Зайцев: вехи судьбы ... 6

    ПОВЕСТИ И РАССКАЗЫ

    Из книги «Тихие зори»
      Волки ... 31
      Тихие зори ... 36
      Хлеб, люди и земля ... 45
      Миф ... 50
      Чёрные ветры ... 56
      Завтра! ... 61

    Из книги «Полковник Розов»
      Полковник Розов ... 66
      Молодые ... 75
      Сестра ... 79
      Гость ... 85
      Аграфена ... 91
      Спокойствие ... 118

    Из книги «Сны»
      Сны ... 167
      Смерть ... 193
      Жемчуг ... 201
      Мой вечер ... 208
      Актриса ... 214

    Из книги «Усадьба Ланиных»
      Изгнание ... 243
      Елисейские поля ... 261
      Грех ... 266
      Студент Бенедиктов ... 304
      Актёрское счастье ... 319

    Из рассказов, не включенных в книги
      В дороге (Эскиз) ... 333
      Сон... .336
      Май... 342
      Лина... 350
      Густя (Провинциальные рассказы) ... 357
      Жизнь и смерть... 366

    ДАЛЬНИЙ КРАЙ. Роман ... 369

    ПРИЛОЖЕНИЯ

    Борис Зайцев. Прыжок (Из автобиографии) ... 583
    Валерий Брюсов. (Это лирика в прозе) ... 586
    Зинаида Гиппиус. Тварное ... 588

    ПРИМЕЧАНИЯ ... 591


    "Собрание сочинений: В 5 т. Т. 2. Улица святого Николая: Повести. Рассказы" (1999, 544 стр.) (pdf 15,9 mb) – октябрь 2023
      – OCR: Александр Белоусенко (Сиэтл, США)

      Второй том собрания сочинений классика Серебряного века Бориса Зайцева (1881–1972) представляет произведения рубежного периода – те, что были созданы в канун социальных потрясений в России 1917 г., и те, что составили его первые книги в изгнании после 1922 г. Время «тихих зорь» и надмирного счастья людей, взорванное войнами и кровавыми переворотами, – вот главная тема размышлений писателя в таких шедеврах, как повесть «Голубая звезда», рассказы-поэмы «Улица св. Николая», «Уединение», «Белый свет», трагичные новеллы «Странное путешествие», «Авдотья-смерть», «Николай Калифорнийский». В приложениях публикуются мемуарные очерки писателя и статья «поэта критики» Ю. И. Айхенвапьда – лучшая из всего написанного о Зайцеве.
      (Аннотация издательства)

    Содержание:

    Тимофей Прокопов. «Все написанное мною лишь Россией и дышит...»
    Борис Зайцев в эмиграции ... 3

    ПОВЕСТИ И РАССКАЗЫ

    Из книги «Земная печаль»
      Мать и Катя ... 29
      Кассандра ... 67
      Петербургская дама ... 92
      Бездомный ... 114
      Богиня ... 123
      Маша ... 128
      Земная печаль ... 174

    Из книги «Путники»
      Путники ... 178
      Осенний свет ... 209
      Голубая звезда ... 218
      Призраки ... 317

    Из книги «Улица св. Николая»
      Улица св. Николая ... 319
      Уединение ... 330
      Белый свет ... 336
      Душа ... 342
      Новый день ... 348

    Из книги «Рафаэль»
      Рафаэль ... 365
      Карл V ... 355

    Из книги «Странное путешествие»
      Странное путешествие ... 404
      Авдотья-смерть ... 425
      Атлантида ... 435
      Николай Калифорнийский ... 450
      Диана ... 439

    ПРИЛОЖЕНИЯ
      Борис Зайцев. Серебряный век. Из воспоминаний и размышлений ... 469
      Борис Зайцев. Москва сегодняшняя ... 482
      Борис Зайцев. Изгнание ... 487
      Юлий Айхенвальд. Борис Зайцев ... 490

    ПРИМЕЧАНИЯ ... 510


    "Собрание сочинений: В 5 т. Т. 3. Звезда над Булонью: Романы. Повести. Рассказы. Книга странствия" (1999, 576 стр.) (pdf 18,8 mb) – апрель 2024
      – OCR: Александр Белоусенко (Сиэтл, США)

      Третий том собрания сочинений классика Серебряного века и русского зарубежья Бориса Константиновича Зайцева (1881-1972) составлен из произведений, разносторонне представляющих творчество писателя эмигрантского периода. Это романы «Золотой узор» (1924) и неизвестный российским читателям «Дом в Пасси» (1933), впервые издающаяся в нашей стране книга странствия «Италия» (1923), рассказы и новаторская повесть «Анна» (1928), обозначившая неожиданные реалистические грани таланта выдающегося мастера лирической прозы.
      (Аннотация издательства)

    Содержание:

    Тимофей Прокопов. Легкозвонный стебель. Лиризм Б. К. Зайцева как эстетический феномен ... 3
    Золотой узор. Роман ... 13
    Дом в Пасси. Роман ... 201

    ПОВЕСТИ И РАССКАЗЫ
    Из книги «В пути»
      Анна ... 347
    Из книги «река времён»
      Звезда над Булонью ... 414

    ИТАЛИЯ
      Венеция ... 429
      Генуя ... 434
      Флоренция ... 439
      Сиена ... 459
      Фьезоле ... 463
      Пиза ... 466
      Май в Виареджио ... 471
      Рим ... 476
      Рождество в Риме ... 514
      Riviera di Levante ... 519
      Ассизи ... 533

    ПРИЛОЖЕНИЕ
      Этторе Ло Гатто. Борис Зайцев ... 545
      Примечания ... 553


    Роман "Дом в Пасси" (1935, 251 стр.) (pdf 11,5 mb) – сентябрь 2020
      – OCR: Давид Титиевский (Хайфа, Израиль)

    Воспоминания "Братья-писатели" (doc-rar 114 kb) – август 2004

    Очерк "Валаам" (doc-rar 64 kb) – ноябрь 2002

    Очерк "Памяти Ивана и Веры Буниных" (doc-rar 8 kb) – ноябрь 2003


    Очерки: – прислал Владимир Лысов – ноябрь 2003

    "Улица Св. Николая" (doc-rar 14 kb)
    "Уединение" (doc-rar 9 kb)
    "Изгнание" (doc-rar 8 kb)

    Страничка создана 2 ноября 2002.
    Последнее обновление 1 апреля 2024.
Дизайн и разработка © Титиевский Виталий, 2005-2024.
MSIECP 800x600, 1024x768