Библиотека Александра Белоусенко

На главную
 
Книжная полка
 
Русская проза
 
Зарубежная проза
 
ГУЛаг и диссиденты
 
КГБ-ФСБ
 
Публицистика
 
Серебряный век
 
Воспоминания
 
Биографии и ЖЗЛ
 
История
 
Литературоведение
 
Люди искусства
 
Поэзия
 
Сатира и юмор
 
Драматургия
 
Подарочные издания
 
Для детей
 
XIX век
 
Японская лит-ра
 
Архив
 
О нас
 
Обратная связь:
belousenko@yahoo.com
 

Библиотека Im-Werden (Мюнхен)

 

Марк Анатольевич ЗАХАРОВ
(1933-2019)

  Марк Анатольевич Захаров (13 октября 1933, Москва – 28 сентября 2019, там же) – советский и российский режиссёр театра и кино, актёр, сценарист, педагог, литератор, общественный деятель, художественный руководитель и главный режиссёр Московского театра имени Ленинского комсомола («Ленком») (1973-2019).
  Марк Захаров родился в 1933 году в еврейской семье. Отец – Анатолий Захаров – работал учителем физкультуры в средней школе. Мать – Галина Сергеевна Бардина (1909-1964), преподавала в детских драмкружках. В 1955 году окончил актёрский факультет РАТИ (ГИТИС им. А. В. Луначарского).
  Режиссурой начал заниматься в 1956 году в самодеятельном студенческом коллективе Пермского университета, затем продолжил работу в Москве, в Студенческом театре МГУ.
  В 1965 году был приглашён в Московский театр Сатиры, где в 1967 году осуществил постановку «Доходного места» А. Островского, принесшую ему известность.
  С 1973 года возглавлял Московский театр им. Ленинского комсомола, позднее переименованный в Московский театр Ленком. С приходом М. Захарова этот театр стал одним из наиболее популярных в стране. Многие режиссёрские работы М. Захарова вошли в историю российской режиссуры: «Тиль», «Юнона и Авось», «Три девушки в голубом», «Поминальная молитва», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Чайка», «Королевские игры», «Варвар и еретик», «Мистификация», «Шут Балакирев».
  Работу в театре много лет сочетал с преподавательской деятельностью. Ещё в 1983 году художественный руководитель Московского академического театра имени В. В. Маяковского А. А. Гончаров пригласил его в ГИТИС преподавать режиссуру. Продолжительное время был профессором кафедры режиссуры РИТИ.
  Много и успешно работал в кинематографе. Наиболее известны его фильмы «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Формула любви», «Убить дракона».
  Марк Захаров был секретарём Союза театральных деятелей РФ, членом Союза кинематографистов СССР, академиком Академии российского телевидения (1997), академиком Международной академии творчества (2000), академик Российской академии кинематографических искусств «НИКА», академиком Национальной академии кинематографических искусств и наук России, членом Союза писателей Москвы (1999), членом Президиума независимой организации «Гражданское общество» и Национального фонда «Общественное признание», членом Совета попечителей Московского английского клуба. Вёл телепередачу «Серпантин». С 1994 года – член Попечительского совета телекомпании НТВ. С 1996 года – первый заместитель председателя Совета при Президенте РФ по культуре и искусству.
  Автор многих статей по вопросам театра и политики, а также книг «Контакты на разных уровнях» и «Суперпрофессия», посвящённых проблемам современной режиссуры.
  Марк Анатольевич скончался утром 28 сентября 2019 года, не дожив 15 дней до своего 86-летия. Похоронен 01 октября 2019 года на Новодевичьем кладбище в Москве.
  (Из проекта "LiveLib.ru")


    Произведения:

    Книга "Суперпрофессия" (2000, 320 стр.) (pdf 23,8 mb) – май 2021
      (OCR: Александр Белоусенко (Сиэтл, США);
      обработка: Давид Титиевский (Хайфа, Израиль))

      В своей новой книге «Суперпрофессия» Марк Захаров продолжает размышления, начатые им в книге «Контакты на разных уровнях», написанной более десяти лет назад. Он вспоминает о нелёгком пути к вершинам мастерства, о многих забавных, а порой и грустных эпизодах, приключившихся на театральных репетициях и киносъёмках, рассказывает об актёрах труппы Ленкома Евгении Леонове и Татьяне Пельтцер, Олеге Янковском и Инне Чуриковой, Николае Караченцове и Леониде Броневом, Армене Джигарханяне и о многих других, а также о спектаклях и фильмах, уже вошедших в золотой фонд нашего искусства – «Тиле» и «Том самом Мюнхгаузене», «Юноне и Авось» и «Обыкновенном чуде», «Поминальной молитве» и «Убить дракона»...
      (Аннотация издательства)

    * * *

      Когда издательство «Вагриус» предложило мне издать мои мемуары, я вскоре догадался, что после выхода в 1988 году в издательстве «Искусство» моей книги «Контакты на разных уровнях» и её переиздания – в дополненном и несколько переработанном виде – в издательстве «Центрполиграф» в 1999 году, писать мемуары в ближайшие семьдесят лет мне категорически не следует. Лучше попробовать сосредоточить своё внимание на той загадочной и постоянно видоизменяющейся профессии, которая именуется режиссурой.
      Переиздавая «Контакты на разных уровнях», я самонадеянно написал о своей производственной специальности как о «суперпрофессии». Эту главу, несколько видоизменив её и дополнив, мне захотелось включить в новую книгу, и издательство «Вагриус», надо отдать ему должное, согласилось на такое повторение моих выстраданных чувств и расплывчатых воспоминаний.
      В книгу, названную «Суперпрофессия», я включил также некоторые биографические мотивы, каких никогда не касался прежде, некоторые фрагменты из написанного по другому поводу – перебеливать эти страницы заново не имеет смысла хотя бы потому, что уже никогда я не смогу сформулировать свои мысли и наблюдения лучше, чем это когда-то получилось с разбега и сгоряча.
      Огромный недостаток настоящего издания – почти полное отсутствие подробных описаний моей интимной жизни с точным указанием списка лиц, которые вступали со мной в нетоварищеские отношения. Не хочу комкать столь распространённый ныне жанр мемуаристики, полагая, что это тема для отдельного объёмного издания в том же издательстве.
      В «Суперпрофессии» я время от времени занимаюсь собственным жизнеописанием, но очень непоследовательно, невнятно, недоказательно и непредсказуемо. Скорее, это ощущений благоприобретённой профессии, утопленные в потоке сознания.
      (От автора)

    Содержание:

    7 ... Первый поток сознания
    8 ... Второй поток сознания
    11 ... Суперпрофессия
    21 ... Неконтролируемый поток сознания
    72 ... Информационный взрыв
    78 ... Что такое Ленком
    100 ... Поток сознания с Шарлем де Костером, Григорием Гориным,
      Александром Ширвиндтом, Николаем Караченцовым и другими лицами
    117 ... Театр в лифте и поток подцензурного сознания
    133 ... Актёрское раздвоение с Инной Чуриковой и Олегом Янковским
    147 ... В кинематографических дебрях
    160 ... Поток политического сознания и народное депутатство
    183 ... В попсовом потоке
    189 ... Комплекс Хлестакова
    196 ... «Мистификация»
    209 ... Парижский поток сознания
    256 ... Предпоследний поток сознания
    263 ... «Город миллионеров» в трагикомическом потоке сознания


    Книга "Театр без вранья" (2007, 606 стр.) (pdf 25,3 mb) – июнь 2021
      (OCR: Александр Белоусенко (Сиэтл, США);
      обработка: Давид Титиевский (Хайфа, Израиль))

      Режиссёр – профессия амбициозная. Режиссёру мерещится порой, что он знает о жизни что-то такое, чего не знают другие. Разумеется, режиссёрское самомнение может помочь в обретении профессии, но оно должно непременно смениться периодом вдумчивого и неторопливого анализа – кто ты и что ты? Чего ты добился сам, а что с тобою просто случилось.
      Кажется, Марк Захаров готов к такому трезвому самоанализу.
      (Аннотация издательства)

    * * *

      Режиссёр – профессия амбициозная. Режиссёру мерещится порой, что он знает о жизни что-то такое, чего не знают другие. Разумеется, режиссёрское самомнение может помочь в обретении профессии, но оно должно непременно смениться периодом вдумчивого и неторопливого анализа – кто ты и что ты? Чего ты добился сам, а что с тобою просто случилось.
      Мне кажется, что я готов к такому трезвому самоанализу. Очень надеюсь, что некоторые аспекты моих сценических и кинематографических сочинений будут не бесполезны для тех, кто интересуется театром. Путь в режиссёрскую профессию неотделим от жизненного пути человека, посвятившего свою жизнь сочинительству. Рассуждая о театре, я не могу уклониться от некоторых событий автобиографического характера. Впрочем, мои режиссёрские заметки хороши тем, что их можно читать с середины, можно с конца, а ещё лучше – вообще отложить до лучших времён. «Лучшие времена» у нас почему-то всегда в прошлом или далёком будущем. Пытаюсь шутить, но, на самом деле, серьёзен, как никогда.
      «... Когда душили его жену, он стоял рядом и всё время повторял: "Потерпи. Может быть, обойдётся"» (Е. Шварц. «Обыкновенное чудо»).
      Это – запоздалый эпиграф вместо предисловия. Обидные для меня слова. Нечто похожее я говорил себе и другим. Слишком часто жил со всепоглощающим девизом «Авось». Похоже, не я один. Вместе со страной. Теперь мы вместе с ней жаждем объективного исторического самопознания. Чем и пытаюсь заниматься вместе с доверчивым и мудрым читателем.
      (От автора)

    Страничка создана 28 мая 2021.
    Последнее обновление 24 июня 2021.
Дизайн и разработка © Титиевский Виталий, 2005-2022.
MSIECP 800x600, 1024x768